Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Статуя Зевса в Олимпии

продолжение


Как Фидий создавал статую Зевса?

Вначале Фидий изготовил в своей мастерской объемный скульптурный каркас из металла, дерева и гипса - остов будущей фигуры Зевса. Затем открытые части скульптуры - лицо, руки, ладони и ступни -были покрыты слоем тщательно отполированной слоновой кости. Как говорили греки, Зевс создал слонов только ради слоновой кости для своей статуи. Согласно расчетам, полученным путем сопоставления с другими аналогичными статуями Фидия, золотое убранство Зевса Олимпийского весило предположительно 44 таланта, т.е. 200 кг. По современным ценам сто имость только золота, пошедшего на отделку статуи, составила бы шесть миллионов немецких марок.

Таким греки знали его до сих пор: Зевс, мечущий молнии у бронзовая статуя из Додон-ского святилища Зевса в Эпире.

Глаза Зевса, по-видимому, были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. В целом высота статуи составляла двенадцать метров, фигура Ники была примерно ростом с взрослого человека. Разумеется, целиком доставить такую огромную статую из мастерской в расположенный поблизости храм было практически невозможно. Поэтому Фидий, вероятно, разобрал готовую фигуру на мелкие составные части. Их перенесли в целлу и там собрали из них величественную статую Зевса. В Греции того времени имелось немало статуй и архитектурных сооружений, по своим художественным достоинствам не уступающим этому творению Фидия. Почему же именно статуя Зевса Олимпийского считается чудом света, а, скажем, не статуя Афины того же Фидия или Акрополь?

Почему статуя Фидия оказалась в списке чудес света?

На этот вопрос можно дать два взаимодополняющих ответа. Во-первых, Олимпия, как уже отмечалось, являлась главным во всей Греции центром культа Зевса, и статуя Зевса, выполненная Фидием, была несомненно самым масштабным и наиболее известным скульптурным изображением верховного греческого бога. Однако более убедительным представляется другое объяснение, которое выдвигают специалисты по истории культуры. Дело в том, что статуя Фидия создавала принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги отличались от людей своей безграничной властью и бессмертием. В остальном же они очень на них походили: были мстительны и тщеславны, как люди, коварны и жестоки, как они, и даже Зевс не гнушался прибегать к всяческим козням и лукавству, чтобы добиться любви и расположения женщин.

Женщины допускались лишь на церемонию награждения победителей игр у храма Зевса.

Совершенно иначе выглядел Зевс Олимпийский: это был старый, умудренный опытом человек с добрыми чертами лица, бог, внушающий не ужас, а доверие, энергичный и одновременно, любящий отец - словом, такой бог, которому лишь 450 лет спустя стали поклоняться христиане. Вполне понятно, что такой Зевс обладал особенной притягательностью для простых смертных.
Статуя Зевса считалась у атлетов покровителем игр и третейским судьей. В первый день они приходили к алтарю с жертвенными приношениями, молились о победе и давали клятву вести честную борьбу. Затем начиналось пятидневное празднество, в ходе которого молодые люди обнаженными участвовали в борьбе за олимпийскую победу, соревнуясь в различных видах спорта.

Как чествовали победителей Олимпийских игр?

В качестве награды победителей увенчивали лишь одной оливковой ветвью. Местный юноша срезал ее с оливкового дерева, посаженного, по преданию, самим Гераклом, сыном Зевса. Такая награда свидетельствовала о том, что она вручается не людьми, а самим Зевсом. Игры практически не менялись на протяжении 1100 лет. Единственное нововведение заключалось в том, что примерно с середины IV столетия до Р. Хр. помимо оливковой ветви победителям вручали в награду большую сумму денег - спортсмены, состязавшиеся в честь бога Зевса, из "любителей" превращались в "профессионалов".

Бронзовая монета с изображением головы статуи Зевса, датируемая 113 г. после Р. Хр. Сестерций того же времени с Зевсом Олимпийским, восседающим на троне.

В это время в Греции начало распространяться христианство. Культ Зевса уходил в прошлое. В 393 г. после P. Xp. император Феодосии I, утвердивший христианство, упразднил Олимпийские игры как языческий культ. Из всего олимпийского комплекса до наших дней уцелело только основание храма и некоторые скульптуры с фронтона. О местонахождении самой статуи можно строить лишь догадки. Достоверно известно, что во II веке после Р. Хр. она сильно пострадала от землетрясения. Какова была ее дальнейшая судьба, мы не знаем: по одной версии, около 350 г. после Р. Хр. она была разрушена грабителями, по другой - приблизительно в 475 г. после Р. Хр. ее перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. Неизвестна и судьба самого Фидия. В прошлом столетии были произведены раскопки его мастерской, в которой были обнаружены орудия труда великого скульптора. Но умер ли Фидий в славе и почестях или, как утверждают некоторые, был обвинен в утаивании золота и слоновой кости и закончил свою жизнь в тюрьме в Афинах - этого мы никогда не узнаем.

1