Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Мост Тысячелетия

  Мост Тысячелетия - это часть проекта (стоимостью 908 млн долларов) по преобразованию заброшенных причалов вдоль реки Тайн в культурно-развлекательную зону. В архитектурном плане наибольший интерес представляет Сейдж-центр [автор - Норман Фостер] - комплекс, в котором под крышей из нержавеющей стали расположен концертный зал на 1650 мест, а также малый зал, комнаты для репетиций и музыкальная школа. Неподалеку находится Болтик-милл - построенный в 1950-х гг. зерновой склад, изобретательно преобразованный в выставочный зал и художественный центр. Кроме того, в этом районе возводятся жилые дома и гостиницы.

Гидравлическая система моста приводится в действие 8 электромоторами мощностью в 589 лошадиных сил.
При подъеме моста натяжение поддерживающих его тросов обеспечивается литыми опорами с обеих сторон весом 16 т каждая.
Мост снабжен системой самоочищения: при каждом его повороте мусор скатывается в желоба у его краев.




Незабываемое зрелище

  Мост Тысячелетия на реке Тайн связывает многолюдные, реконструированные прибрежные зоны городов Гейтсхед и Ньюкасл на северо-востоке Великобритании. Мост воспринимается как своеобразная скульптура, хотя и имеет совсем другое назначение. Его авторы — архитекторы Уилкинсон и Эйр, чей непревзойденный по красоте и оригинальности проект победил на конкурсе, объявленном городским советом Гейтсхеда в 1996 г. Задача состояла в том, чтобы создать мост для пешеходов и велосипедистов, не препятствующий прохождению по реке крупных судов. В результате был построен первый в мире «поворотный» мост.
Мост состоит из двух стальных арок. Одна из них поднята на 50 м над поверхностью воды, а по другой — горизонтальной - движется оживленный поток пешеходов и велосипедистов. Обычное положение арок позволяет небольшим судам проходить под мостом. Когда же к нему приближается крупное судно, вся конструкция поворачивается по своей оси на 40°, при этом «пешеходно-велосипедная» палуба медленно поднимается, а верхняя арка опускается; кажется, что моргает гигантский глаз. Весь процесс занимает 4,5 минуты, и по его завершении обе арки оказываются в равновесно-поднятом положении, образуя над водой 25-метровое пространство для прохода судов.

Строительство этого моста было масштабным инженерным проектом стоимостью 40 млн долларов; на его реализацию потребовалось более двух лет. Стальная конструкция была отлита на заводе в Болтоне (графство Ланкашир) и по частям переправлена для сборки в Уоллсенд, в устье реки Тайн. Собранный здесь мост переместили на 10 км вверх по реке с помощью «Азиатского Геркулеса» — крупнейшего в Европе плавучего подъемного крана. При этом, учитывая ширину реки в конкретных местах, иногда приходилось поворачивать громадную конструкцию шириной 126 м и весом 850 т. Поразительный факт: когда мост был наконец установлен, его размеры соответствовали плану с точностью до 2 мм!
Спустя год, в сентябре 2001 г., мост был открыт для использования. На церемонии открытия присутствовало 35 тыс. человек. С того времени мост совершает около 200 «поворотов» в год, и каждый раз при этом собираются толпы зрителей. Но даже находясь в неподвижном состоянии, мост производит большое впечатление. Задуманный как переход через реку и одновременно как «театрализованное зрелище», он преобразил панораму Тайнсайда.

Мосты на реке Тайн
Неподалеку от Моста Тысячелетия через реку Тайн перекинуты три его собрата, в свое время воспринимавшиеся как чудеса инженерного дела. Хай-бридж возводился с 1846 по 1849 г. Это первый в мире двухъярусный мост [автор - инженер Роберт Стефенсон); по верхнему ярусу проложены железнодорожные пути.
Построенный в 1873 г. Суингбридж вращается вокруг своей центральной опоры, чтобы не мешать проходу судов. Высоко вознеслась великолепная арка другого моста - Тайн-бридж, возведенного в 1928 г.; его длина 398 м. Он был самым длинным однопролетным мостом е мире до постройки моста в гавани Сиднея в 1932 г.