Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Галикарнасский мавзолей
(продолжение)


Как выглядел мавзолей царя?

  Победителями в конкурсе оказались Сатир и Пифей.
Их проект выглядел следующим образом. На пятиярусном основании площадью 33 х 39 м высился огромный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Общая высота основания и куба составляла 22 м. Над ними располагалась собственно усыпальница, целлу окружало 39 одиннадцатиметровых колонн. В виде крыши над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида, увенчанная мраморной квадригой - колесницей с четверкой запряженных в ряд коней. Общая высота мавзолея была 49 м - с шестнадцатиэтажный дом. Гробница была очень необычна для того времени - можно сказать, что она коренным образом ломала сложившуюся в Греции традицию. До этого в греческой архитектуре господствовали горизонтальные линии, т.е. строения были вытянуты в ширину, а мавзолей весь был устремлен вверх. К тому же у греков было принято предавать земле своих умерших, даже самых знатных и почитаемых граждан. Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам, что, впрочем, за тысячу лет до этого уже делали египтяне и персы, возводившие свои пирамиды и величественные гробницы. Таким образом, архитектура галикарнасского мавзолея соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей и послужила образцом для аналогичных надгробных сооружений в будущем. С тех пор немало выдающихся людей было погребено в подобных усыпальницах, которые по имени их первостроителя получили название „мавзолей".

Плита из фриза с изображением битвы амазонок работы греческого скульптора Скопаса. Высота фриза 90 см. В какой части мавзолея он находился, не установлено.

Первый в мире мавзолей, ставший пятым чудом света, поражал не только своей необычной конструкцией. Его фризы и барельефы, созданные выдающимися скульпторами, представляли собой настоящие шедевры и изумляли своей красотой весь мир. На них были изображены состязания на колесницах, битва амазонок, боги и другие мифологические персонажи, причем мраморные фигуры были выполнены в лучших античных традициях. Однако этими шедеврами сам Мавсол уже не смог полюбоваться. Он умер в 353 г. до Р. Хр., когда гробница еще не была закончена. Его жена Артемизия в знак своей безграничной любви к мужу довела строительство до конца.
Она была не только женой, но и сестрой Мавсола. За обожаемого ею старшего брата она вышла замуж еще в ранней юности. Тем самым Артемизия поступила в соответствии с обычаем египетских фараонов, которые часто женились на своих сестрах, поскольку право на получение наследства имели у них не сыновья, а старшая дочь.
Достраивая гробницу, Артемизия увековечила и себя: конями квадриги на крыше мавзолея правил не возница, как обычно, а царская чета - Мавсол и Артемизия. Современники отмечали, что решение царицы поставить памятник самой себе вряд ли понравилось бы умершему царю.

Кто завершил строительство после смерти Мавсола?

  Артемизия тоже не дожила до окончания строительства мавзолея. Она умерла через два года после смерти своего мужа и брата. Завершение строительных работ оказалось под вопросом. Но тут инициативу взяли в свои руки скульпторы, архитекторы и мастера, участвовавшие в строительстве. Такое уникальное произведение искусства, решили они, не должно остаться незавершенным. Мавзолей сооружался на века, поэтому его нужно было закончить и без заказчика. Вначале действительно казалось, что он будет стоять вечно. Гробница Мавсола не пострадала, когда в 334 г. до Р. Хр. Александр Македонский взял город в осаду и разрушил его. Устоял мавзолей и в других войнах. Но "веки вечные" продолжались для него всего 1500 лет: в XII в. после Р. Хр. большая часть строения рухнула в результате землетрясения. Триста лет спустя крестоносцы использовали руины как каменоломню, когда возводили укрепления для обороны от турок. В результате мавзолей был разобран до основания. В 1523 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного захватили Галикарнас.

Две реконструкции мавзолея, выполненные известными архитекторами: слева реконструкция Иоганна Фишера фон Эрлаха (1656-1723), справа - Карла Фридриха Шинеля (1781-1841).

Место, где когда-то возвышался мавзолей, теперь застраивалось домами для завоевателей. В 1857 г. английские археологи выкупили двенадцать турецких домов и извлекли из-под обломков то, что еще сохранилось от мавзолея, этого „памятника беззаветной любви, которая даруется свыше", как назвал его когда-то один римский поэт.

В XV е. иоанниты, рыцари ордена госпитальеров, использовали руины мавзолея для постройки крепости св. Петра. На переднем плане справа-раскопки знаменитого мавзолея.

Находки археологов, живые свидетельства этой самоотверженной любви, занимают теперь почетное место среди наиболее ценных экспонатов Британского музея в Лондоне.

1