Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Галикарнасский мавзолей

Кто добился расцвета Галикарнаса?

  Примерно в 110 км южнее Эфеса с его четвертым чудом света, на самой юго-западной оконечности Малой Азии, лежит небольшой турецкий городок Бодрум. Две тысячи лет назад этот город назывался Галикарнас. Здесь находилось пятое чудо света - мавзолей карийского царя Мавсола. Как уже говорилось, в конце II тысячелетия до Р. Хр. греки в поисках нового жизненного пространства начали заселять Малую Азию. В это время возникли, в частности, такие города, как Эфес, Галикарнас и, несколько дальше от побережья, Миласа. В 546 г. до Р. Хр. эти земли попали под власть персидского царя Кира II.
Мавзолей Мавсола был полностью разрушен. О его былом местонахождении можно судить лишь по сохранившемуся котловану для фундамента.

Огромная персидская держава простиралась от Средиземного моря до Инда и от Черного моря до Индийского океана. Ее размеры были слишком велики, чтобы можно было управлять ею из одного центра. Поэтому в пределы Персидского царства входил целый ряд небольших государств со своими царями, которые, хотя и подчинялись царю Персии, имели полную свободу действий во всем, что не противоречило интересам персидского царя царей. Таких царей-наместников называли сатрапами, а области, вверенные их управлению, сатрапиями. Одной из сатрапий была Кария - прилегающая к морю область на юго-западе Малой Азии. Около 400 г. до рождения Хиста здесь правил Гекатомн, верный вассал персидского царя Артаксеркса. Столицей его владений была Миласа, расположенная в горах северо-восточнее Галикарнаса. Но эта столица не устраивала Гекатомна, и он решил перенести ее в Галикарнас. Правда, Миласа лежала на пересечении важных торговых путей, но Галикарнас имел две естественные гавани, защищенные с моря островом, и в географическом отношении был очень удобен для судоходства вдоль берегов Малой Азии. Чтобы превратить небольшой портовый город в царскую резиденцию, Гекатомн затеял в нем обширное строительство, но до переезда в новую столицу он не дожил. В 377 г. до Р. Хр. он скончался, и на трон вступил его старший сын Мавсол.

Как Мавсол решил прославить в веках свое имя?

  Молодой сатрап энергично продолжил начинания своего отца. Весь город, амфитеатром поднимающийся от порта вверх по склонам гор, был окружен мощными укреплениями. В центре города появилась большая агора - площадь для собраний. Над ней в отдалении был выстроен храм бога войны Ареса. А между агорой и храмом, на равном удалении от них, Мавсол решил воздвигнуть себе монументальное надгробие - мавзолей, который бы своим названием и величественным видом служил вечным напоминанием потомкам о его имени и славе.

Карийский царь Мавсол (умер в 352 г. до Р. Хр.). Статуя высотой 3,05 м была найдена среди развалин мавзолея. Ныне находится в Британском музее в Лондоне.

Как и большинство других персидских царей и сатрапов, Мавсол был страстным поклонником греческого искусства и культуры. Создание проекта мавзолея он поручил не местным архитекторам, а пригласил всех греческих мастеров строительного искусства принять участие в специальном конкурсе.

Голова коня из мраморной квадриги на вершине мавзолея.

Пожалуй, не было ни одного известного греческого зодчего, который бы не попробовал свои силы в этом художественном состязании. После того как в 404 г. до Р. Хр. спартанский полководец Лисандр одержал победу над Афинами, установив господство Спарты над всей Грецией, архитекторы и художники почти лишились заказов от эллинов. Города и общины были слишком бедны, чтобы приглашать зодчих, ваятелей, золотых дел мастеров и других художников и ремесленников, поэтому они были рады любому заказу, даже если он поступал извне, от варваров.

2