Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Памятники ландшафтной архитектуры

  Зарождение ландшафтной архитектуры как особого вида деятельности человека относится к культуре Древнего мира. Примерно с IV-III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте, Ассирии, Индии отмечают следы создания садов и парков в составе культовых или дворцовых комплексов.
Древнейшим из известных археологической и исторической науке ландшафтных комплексов является аллея с пальмовыми посадками на территории древнеегипетского города Ахетатона, устроенная архитекторами в XV веке до н. э. До нашего времени дошли также графические изображения на папирусе сада при усадьбе богатого древнеегипетского вельможи в г. Фивы, устроенного в XV-XIV веках до н. э.
Сады создавались также архитекторами в Месопотамии, Иране, Индии, Китае. Но известно об этих древнейших опытах ландшафтной архитектуры крайне мало. Чаще всего в исторической литературе встречаются Висячие сады Семирамиды в древнем городе Двуречья - Вавилоне. Литературные источники говорят, что они были сооружены в VII веке до н. э.
Относительно более известна ландшафтная архитектура и ее ветвь -садово-парковое искусство - в период расцвета античной культуры в странах Средиземноморья (Древняя Римская империя).
Античные греческие сады были многочисленны, но они отличались, как правило, небольшими размерами.
Сады устраивались во внутренних дворах жилых усадеб, в гимназиях, возле храмов. Древнегреческие сады обычно украшались скульптурной и архитектурной пластикой. Особый размах садово-парковое искусство получило в период расцвета Римской империи, когда в Риме и провинциальных городах создавались публичные сады, включающие в свою композицию сложный рельеф, искусственные и естественные водоемы. Истории архитектуры известны сады, устроенные на вилле Плиния Младшего в Лаурентиллиуме в I веке н. э., на вилле Императора Адриана в Тиволи во II веке н. э.
В период расцвета Римской империи искусство организации ландшафта приобрело высокую ценность и спрос у богатейших людей этого античного государства. В этот период садово-парковая архитектура опиралась на эстетику геометризованных пространств на основе ритмики и симметрии - законов классической композиции.
В период распада Древнеримской империи ее восточная часть -Византия - стала преемницей этой культуры, и в городах Восточного Средиземноморья продолжались совершенствоваться приемы создания парковых композиций.
Новый взлет в садово-парковом искусстве наступает в период европейского Ренессанса. Именно в эпоху Ренессанса были заложены три классические формы парка: английская, французская, итальянская.
Особыми качествами в мировой ландшафтной архитектуре отмечены страны Востока. Китайские и японские традиции паркостроения охотно применяются сегодня архитекторами всех континентов. На территории Российской Федерации садово-парковое искусство и ландшафтная архитектура также имеют глубокие корни и традиции. На территории российских монастырских комплексов всегда формировался сад, который носил не только утилитарную, но и духовную функцию. Сегодня известны сады на территории Толгского, Троице-Сергиева, Новодевичьего, Донского и других монастырей. Сады устраивались также на территории Московского, Ростовского, Нижегородского, Смоленского и других кремлей.
С XVII века ландшафтная архитектура в России становится занятием достойнейших отечественных архитекторов. В XVII веке формируется садово-парковый ансамбль Коломенского дворца в Подмосковье, а также парковый ансамбль в Измайлове и других усадьбах.

Ватикан, г. Рим:
1 - площадь Св. Петра; 2 - собор Св. Петра; 3 - сады Ватикана


С XVIII века проектируются и закладываются огромные по площади парки в Санкт-Петербурге: Летний сад, Михайловский парк, Марсово поле, создаются парки в пригородной зоне: в Стрельне, Царском Селе, Павловске, Гатчине, Петергофе, Ораниенбауме.
В Москве формируются парковые ансамбли в Кускове, Архангельском, Амбрамцеве, Царицине, Кузьминках, Алмазове.
В XVII-XIX веках создаются также парки в провинции: в Богородицке, Знаменском, Лямичах, Калуге, Смоленске, Владимире, Костроме.
Таким образом, традиции ландшафтной архитектуры и паркостроения имеют достаточно богатую и интересную историю, изучение которой необходимо в целях совершенствования современной профессиональной деятельности в области ландшафтного дизайна.

Некоторые выдающиеся памятники садого-парковой архитектуры разных эпох

Александровский парк (Владикавказ, Республика Северная Осетия -Алания, 1963 г.) - ландшафтный парк на месте горнорудных карьеров.
Архитекторы: 3. Маевский, М. Бялин.
Ботанический сад (Ричмонд, США, XX в.). Генеральный план 1989 г. предусматривает комплекс массивов, групповых посадок, «английских» газонов, «французских» партеров с включением в композицию ансамбля естественных водоемов.
Проект фирмы «Е.Р.Д.».
Ботанический сад АН Украины (Киев, заложен в 1945 г., открыт в 1963 г.) - лесопарковый массив с максимальным использованием естественного ландшафта, спланирован на верхней подпойменной террасе правого берега Днепра на площади в 200 га.
Автор - архитектор А. Власов.
Булонский лес (Париж, Франция, XIX в.) - всемирно известный лесопарковый массив, включенный в городскую структуру Парижа. Оборудован инженерными коммуникациями, транспортными системами. Ватикан, садово-парковый комплекс (Рим, Италия, XVI-XVII вв.) - Бельведерский сад, архитектурно-ландшафтные композиции выполнены в традициях античной культуры и итальянского паркостроения. Сад шишки Пинии, Апостольский сад, вилла Пиа с садом размещены на сложном рельефе с обильным озеленением. Архитекторы - Рафаэль, Браманте, Лигорио, Бернини, Доменико Фонтана.
Венсенский лес (Париж, Франция, XIX в.) - всемирно известный лесопарковый массив, включенный в городскую структуру Парижа, оборудован инженерными системами, транспортными коммуникациями. По своему характеру приближается к лесопарку.
Вилла Адриана в Тиволи (II в. н. э. - 117-138 гг.) - традиционный античный парк с использованием естественного рельефа, естественных и искусственных водоемов. Тиволи - небольшой город в 30 километрах от Рима - столицы античной Римской империи.
Вилла и парк Д'Эсте в Тиволи близ Рима (Италия, 1550 г.) - сложная ландшафтная композиция из партеров и массивов, расположенных на природном сложном рельефе.
Аритектор - П. Лигорио.
Вилла и сад Ланте в Баньяйе (Италия, XVI в.) - садово-парковый комплекс, выполненный в традиционном стиле «итальянского» парка с использованием многочисленных вечнозеленых видов растений.
Архитектор - Д. Виньола.
Вилла и сад Медичи Фьезоле близ Флоренции (Италия, 1450 г.) - композиция парка построена на сложном естественном рельефе с устройством террас, видовых площадок, устройством летних павильонов.
Архитектор - Микелоццо Микелоцци.
Вилла и сад Фарнезе в Капаролле (Италия, XVI в.) - композиция из газонных и цветочных партеров на сложном, террасированном рельефе с кулисными посадками.
Архитектор - Д. Виньола.
Висячие сады Семирамиды в Древнем Вавилоне (VII-VI вв. до н.э.).
Семирамида - жена царя Ассирии Шаминадада V, по желанию которой был сооружен комплекс садов на территории дворца.
Во-ле-Виконт, дворец и парковый ансамбль (Франция, 1656 г.) -ландшафтный ансамбль из традиционных французских партеров и массивов древесных и кустарниковых посадок в «английском» стиле.
Архитекторы - Л. Лево, Ш. Лебрен.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве (совр. ВВЦ, 1923, 1939, 1951 гг.). Парковый ансамбль включает комплекс регулярных садов, партеров и массивов на площади в 136 га.
Архитекторы - И. Жолтовский, В. Олтаржевский, С. Чернышов и др.
Гайд-парк и Консингтонские сады (Лондон, XVII-XIX вв.) - садово-парковый комплекс в традиционном английском стиле с посадками, массивами, куртинами, солитерами, с английским типом газонов, с использованием естественных водоемов.
Гидропарк в Киеве на Трухановском острове (1945-1980 гг.) - пример парковой композиции с использованием естественного ландшафта и естественных водоемов в пойме Днепра.
Авторы - архитекторы А. Власов, С. Барзилович и др.
Главный Ботанический сад АН России (Москва, 1950-1958 гг.) -лесопарковый массив на территории более 300 га с использованием естественного ландшафта.
Авторы - архитектор И. Петров и др.
Дворец и парк в Стрельне (Санкт-Петербург, XVIII в.) - композиция в регулярном стиле из многочисленных партерных композиций во французском стиле.
Архитекторы - Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.
Дворец и парк Фронтейра (Португалия, Лиссабон, 1760 г.). Основа парковой композиции - многочисленные самшитовые боскеты и планировка газонных партеров типа «французский регулярный парк».
Дворцовый комплекс и парк в Алупке, усадьба графа Воронцова (Крым, XIX в.) - ландшафтная композиция из садовых партеров «французского» типа и свободных ландшафтных композиций, составленных из массивов и газонов английского типа, в качестве солитеров использованы исполинские ливанские кедры.
Дендропарк «Южные культуры» (Сочи, XIX в.) - сложная ландшафтная композиция из массивов, групповых, одиночных и рядовых посадок, цветочных партеров, водных пейзажей, расположенных террасами, спускающимися к берегу Черного моря.
Дендропарк Сочи в центральном районе (XIX в.) - памятник ландшафтной и садово-парковой архитектуры из массивов, рядовых, групповых посадок с использованием многочисленных цветников различных видов, является известным научно-популярным учреждением.
Замок и парк в Хемптон-Корт на Темзе (Англия, XVI-XVII вв.) -сложная композиция из регулярного парка с большой аллеей, сформированной рядовыми посадками, кустарниковыми массивами.
Архитектор - Г. Молле.
Замок и парк Гросседлиц (Дрезден, Германия, XVIII в.) - архитектурно-ландшафтная композиция из регулярного парка французского и английского типов.
Архитектор - М. Попельман.
Замок и парк Шантийи (Франция, XVI-XVII вв.) - архитектурно-ландшафтная композиция, основанная на крупном водоеме линейного типа и системе садов, цветочных и газонных партеров.
Архитектор - А. Ленотр.

2