Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Тут можно оптом и в розницу купить тачскрины iPad по низким ценам. . Клей плиточный perfekta на сайте http://qp-sm.ru.
Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


Различны и декоративные приемы убранства тимпана. В основном они встречаются в пяти вариантах:
1. Плоскость тимпана сплошь покрыта орнаментом растительного характера.
2. На плоскости тимпана вырезаются барельефы или горельефы. В отдельных случаях оставшаяся свободной от фигур плоскость полностью покрывается резным орнаментом. По тематике рельефные изображения подразделяются на религиозные, бытовые и символико-мифологические.
3. Тимпан составлен в виде набора из камней двух цветов различных геометрических форм, где все составные элементы выкладки покрыты резным орнаментом как растительного, так и геометрического характера. Имеются и имитации этих наборов как с орнаментовкой, так и без орнамента.
4. На плоскости тимпана вырезаются кресты и розетки порознь или вместе.
5. Тимпан сплошь покрыт вырезанной в камне надписью. Надписи, в основном, строительного характера.
Имеется множество примеров, когда плоскость тимпана оставлена без обработки.

Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

Декоративное убранство

Порталы рассматриваемого периода отличаются многообразием приемов декоративного убранства. К ним относятся: растительный и геометрический орнамент, выкладки из разноцветных камней и их имитации, рельефные изображения.

Орнамент

Порталы рассматриваемой эпохи и в частности порталы с прямоугольным обрамляющим наличником, отличаются богатой, изысканной орнаментовкой. В декоративном убранстве порталов в равной мере использовались как геометрический, так и растительный орнаменты. Область применения орнамента не ограничивалась какой-нибудь частью портала. Орнаментом покрывались плоскость тимпана, наличники, плинты баз и капителей, отдельные элементы профилировки наружного обрамляющего наличника и арки входной ниши, а также плоскость между аркой и наличником. Ажурной резьбой покрывались лицевые плоскости элементов двухцветных выкладок (наборов). По многочисленности мотивов и мастерству исполнения архитектурный орнамент этой эпохи занимает ведущее место в искусстве средневековой Армении.

Каменные наборы

Художественно-декоративный прием в виде двухцветной выкладки на базе различных геометрических рисунков применялся как на порталах светских зданий, так и в культовой архитектуре. В конце XIII века, параллельно с наборными композициями из мелких каменных блоков, нашли применение их имитации.
На порталах наборами заполнялись тимпан и плоскость между аркой входной ниши и обрамляющим прямоугольным наличником.
Имитациями украшались как указанные элементы порталов, так и обрамляющий прямоугольный наличник, где он представляет собой широкую кайму, вырезанную на двух плоскостях (церковь Богородицы монастыря Амагу-Нораванк, церковь Богородицы в Егварде). На портале церкви монастыря Ованнаванк восьмиконечными звездами украшен наличник, обрамляющий дверной проем. На порталах церкви Просветителя монастыря Нор Гетик и церкви монастыря Дехцнути-ванк шестиконечными звездами украшена полоса на самом профилированном наличнике. Характерной особенностью этих имитаций является то, что полоса составляется одним рядом звезд, а остальные части соответственно заполняются половинками крестов при восьмиконечных звездах и ромбами при шестиконечных звездах. Учитывая, что эти имитации вырезались на каменных блоках значительных размеров, составляющих кладку стены, и не было возможности выделить их по цвету, подобно действительным наборам, их вырезали на уровне двух плоскостей.
В отдельных случаях для получения эффекта набора, элементы, составляющие имитацию выкладки, окрашивались (портал церкви монастыря Аствацинкал). Следы окраски сохранились и на портале притвора монастыря Сагмосаванк.
Обычно все элементы, составляющие имитацию, украшались резьбой. Исключение составляют имитации выкладок из ромбовидных фигур, вырезанных на плоскости между аркой и обрамляющим наличником на порталах притворов монастырей Ованнаванк и Сагмосаванк.
Выдающимися произведениями архитектуры и орнаментального искусства Армении являются порталы дворца Парона, дворца Саркиса и гостиницы в Ани, где с большим мастерством выполнены двухцветные каменные выкладки, богато украшенные резьбой. Из памятников культовой архитектуры прекрасно отделаны порталы притвора монастыря Аричаванк, церкви Богородицы монастыря Макараванк. По схемам построения как действительные наборы, так и их имитации относятся к геометрическому орнаменту. Строились каменные наборы на простейших сетках. Наличие многочисленных вариантов наборов - результат необычайной творческой фантазии мастеров средневековой Армении.

Рельефные изображения

Наряду с каменными наборами и орнаментом, в XIII-XIV веках в декорировке порталов широко применялись рельефные изображения. В основном рельефами покрывалась плоскость тимпана. По характеру отделки эти изображения можно подразделить на рельефы, барельефы и горельефы. Рельефы носили линейный характер с неглубокой вырезкой. Для усиления художественного эффекта свободная от рельефных изображений плоскость тимпана покрывалась орнаментом растительного характера.
Барельефы и горельефы имеют значительный вынос от плоскости тимпана с объемной проработкой отдельных деталей. В этом случае свободная от рельефных изображений плоскость тимпана дополнительно не отделывалась.
В рельефных изображениях на порталах XII-XIV веков преобладает религиозная тематика. Бытовые сюжеты и изображения символико-мифологического характера встречаются редко. Несмотря на дошедшие до нас выдающиеся примеры искусства скульптуры этой эпохи, последняя по исполнительскому мастерству во многом уступает архитектурному орнаменту.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17