Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


Примером проникновения этого композиционного приема в культовую архитектуру является система декорировки западных фасадов церкви Богородицы монастыря Амагу-Нораванк (1339 г.) и двухэтажной церкви в Егварде (1321-1328 гг.). Однако, наряду с прямой преемственностью традиций, в указанных примерах наблюдается совершенно иная трактовка. В рассмотренном основном типе обрамления проемов, расположенных один над другим, объединены прямоугольным наличником. В вариантах мы видим два совершенно самостоятельных портала как обрамления дверных проемов первого и второго этажей, причем по схеме построения они относятся к распространенному в эту эпоху типу порталов с прямоугольным наличником.
В конце XIII века находит применение еще один тип портала, характерной особенностью которого является глубокая входная ниша со сталактитовым перекрытием в виде ступенчатого свода.
Этот тип носит на себе печать влияния извне, обусловленного определенной зависимостью от государств-завоевателей. Однако и в этом типе зодчие-строители проявили большое умение, создав уникальные типы сталактитовых перекрытий, исполненных в камне.
Несмотря на многообразие приемов декорировки, порталы этого типа не получили широкого распространения. Видимо, композиционный прием, заимствованный из мусульманской архитектуры, был чужд для устойчивых национальных традиций. Отдельные элементы декорировки порталов XII-XIV веков имеют следующую характеристику:

Переход от плоскости стены к притолоке дверного проема

Размещенные по обе стороны дверного проема пилоны порталов предшествовавших веков с возникновением портала с прямоугольным наличником теряют былое содержание, и поэтому в новой трактовке название «пилон» не может дать достаточного представления о форме профилировки. Исходя из этого, горизонтальный разрез профилировки порталов новых типов мы называем переходом от плоскости стены к притолоке дверного проема.
Система профилировки перехода получила следующее развитие: переходы в виде парных полуколонн и полочки с небольшим выносом от плоскости стены. Этот тип является вариантом пилонов с парными трехчетвертными колоннами, получившим широкое распространение в VII веке; переходы в виде профилированных уступов, не выходящие за плоскость стены; переходы, составленные из профилированного наличника и ряда профилей, расположенных уступами в пределах толщи стены.
Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

Кроме перечисленных основных схем переходов имеются единичные варианты, где переход составлен из профилированного наличника и парных полуколонн (церковь Богородицы в Ахпате). Характерной особенностью переходов с наличниками является то, что они имеют незначительный выступ от плоскости стены в пределах только самого наличника.
Для профилировки указанных переходов применялись полуколонны, валики, выкружки и полочки, различное сочетание которых составляет основу композиции каждого из них. Для профилированных переходов порталов XII-XIV веков характерно многообразие приемов и неповторяемость схем построения.
Во всех вариантах этого типа элементы профилировки, кроме наличников, имеют базы, составленные из плинта, валика и полочки. Капители встречаются не во всех примерах: иногда профили, составляющие переход, не прерываясь, продолжаются, образуя арку входной ниши. В тех примерах, где имеются капители, они, в основном, повторяют профилировку базы.
На порталах со сталактитовым перекрытием переход от плоскости стены к притолоке дверного проема осуществляется посредством глубокой входной ниши. Боковые стенки ниши, в основном, оставались без профилировки. Исключением является портал притвора монастыря Негуци, на боковой стене которого устроена треугольная ниша.
Входные ниши были увенчаны ступенчатыми сталактитовыми сводами различного рисунка. Характерно, что порталы этого типа также имели обрамление в виде наличника прямоугольной конфигурации. Портал караван-сарая в Селиме единственный, где нет такого наличника. Этот факт является доказательством устойчивости чисто национальных традиций и примером критического подхода зодчих и мастеров к использованию заимствованных приемов декорировки архитектуры соседних стран.

Наличник

В данном случае наличник понимается двояко: в одном случае как элемент, непосредственно окаймляющий дверной проем, в другом - обрамление самого портала. Наличники, окаймляющие дверной проем как в основном типе, так и в вариантах к нему, встречаются только в виде орнаментированного пояса.
В принципе профилировки наличника значительных изменений, по сравнению с вариантами, примененными в прошлом, почти нет. Совершенно новым элементом является обрамляющий (наружный) наличник.
Как было отмечено, наличник встречается как прямоугольной конфигурации, так и со ступенчатым верхом, в зависимости от принятой системы декорировки здания. В отдельных случаях наличник охватывает проем окна, расположенного над порталом по его оси.
В основании наличник начинается или прямо, с соответствующим завершением профилей криволинейной конфигурацией, или посредством загибания профилей внутрь на ширину самого наличника. Для профилировки наличника применялись полки, валики, выкружки и пояса.

Арка

Арки, обрамляющие входную нишу, в рассматриваемом типе встречаются в двух вариантах:
в виде продолжения профилей, составляющих переход от плоскости стены к притолоке дверного проема (за исключением профилей наличника); в виде профилированной арки, составленной из валиков, выкружек и полок, независимо от системы профилировки перехода от плоскости стены к притолоке дверного проема. По схеме построения кривых арки порталов этого типа встречаются трех вариантов: циркульные, стрельчатые двухцентровые и циркульные со стрельчатым верхом. В начале XIV века, параллельно с традиционным, находит применение новый тип арки - сталактитовая арка.
По схемам построения кривых последняя встречается в указанных трех вариантах, однако по декорировке является совершенно новым типом арки. Этот тип встречается только на памятниках, расположенных в бывших владениях князей Орбелянов.
Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

Вероятно, создателем этого необычайного приема декорировки является выдающийся зодчий XIII-XIV веков - Момик.
Говоря о сталактитовых арках, необходимо учесть, что их нельзя ставить в один ряд с арками, декорированными двумя или тремя рядами гео-метризованных трилистников в виде сталактитов, расположенных в шахматном порядке, ибо здесь они служат орнаментом.
На порталах рассматриваемого типа тимпану отводится особо важное значение. В конструктивном плане тимпан встречается в четырех вариантах:
из цельного каменного блока; из крупных каменных блоков, уложенных один на другой; из ряда клинообразных камней; в виде набора из камней различных геометрических форм.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17