Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


Тема культового сооружения (церковь, храм), несмотря на многочисленность типов, уже до этого получила свое каноническое решение, и ее вариации не представляли сложности для зодчих и мастеров, располагавших богатым наследием.
Монументальная гражданская архитектура в плане новых требований была новостью. Эта новая задача армянскими зодчими и мастерами была решена блестяще. Свидетельство тому - многочисленные памятники гражданской архитектуры, поражающие новаторством, многообразием и мастерским использованием традиций. К их числу относятся дворцы, гостиницы, караван-сараи, притворы, монастырские трапезные и библиотеки.
Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

Новые типы зданий, вместе с требованиями функциональной необходимости, выдвигали проблему создания облика каждого из них с применением соответствующих приемов декорировки, наиболее полно отражающих их назначение. Отсюда, с одной стороны, - сложность задачи, с другой, - большие возможности для выявления творческой фантазии.
И снова, в который раз, затаившийся созидательный гений народа всплеснул подобно мощному фонтану, разбросав по стране жемчужины творений. Свежесть этой струи, несмотря на прошедшие семь столетий, мы чувствуем сегодня, и еще много веков она будет вдохновлять поколения.
Важной особенностью гражданской архитектуры этой эпохи является противопоставление религиозной аскетике богатства декорировки зданий и сооружений со стремлением отобразить живую природу в камне. Эта тенденция, в свою очередь, имела обратное воздействие на культовую архитектуру, выдающимся примером которой является церковь Тиграна Оненца в Ани, отличающаяся богатством и изысканностью декоративного убранства.
Портал, важнейшая деталь декоративного убранства, как и прежде, остается основным элементом оформления фасада культовых и гражданских зданий. Более того, в монументальной гражданской архитектуре появляется новый прием трактовки фасада в виде портала с богатой декорировкой.
Примечательно то, что, несмотря на прямую преемственность традиций, зодчие и мастера не пошли по пути механического переноса форм и деталей порталов культовых зданий предшествовавших веков в гражданскую архитектуру. Наоборот, типы порталов, впервые нашедшие применение в памятниках гражданской архитектуры, одновременно широко применялись в зданиях культового назначения.
В рассматриваемую эпоху, параллельно с традиционными типами, находит широкое применение портал с прямоугольным обрамлением. Эта композиция является логическим развитием декорировки порталов с арочным обрамлением. Не случайно значительная часть порталов памятников XII века еще не имеет прямоугольного обрамляющего наличника. Вместе с тем эти порталы качественно отличаются от предыдущих вариантов тем, что здесь переход от плоскости стены к притолоке дверного проема, в отличие от порталов как V-VII, так и IX-XI веков, осуществлен посредством профилированных уступов, не выходящих за плоскость стены. В этом варианте портал как бы вырезан в толще стены. Такая трактовка переходов напоминает приемы, примененные на наличниках порталов с архитравным перекрытием, но с единственным отличием: здесь для профилировки применены традиционные, сугубо местные элементы.
Порталы с описанной композиционной схемой построения нашли применение и в XIII веке. Параллельно с этим распространенным вариантом портала имеются отдельные примеры повторения схемы порталов VI-VII веков с парными полуколоннами. Однако, в отличие от предыдущих типов, здесь основание парных полуколонн имеет незначительный выступ от плоскости и как бы является промежуточным звеном между порталами VI-VII веков и вышеизложенным вариантом.
Необходимо учесть, что подразделение порталов на указанные две группы еще не выявляет того многообразия приемов, которое таится в каждом варианте. Как в перечисленных вариантах, так и вообще в декорировке армянских порталов нет ни единого примера прямого повторения, вследствие чего в каждом из них можно увидеть нечто только ему присущее новое. Вместе с тем эти два варианта, композиционно тесно связанные с приемами декорировки порталов V-XI веков, стали базой для нового типа портала, состоящего из неглубокой ниши с арочным перекрытием и охватывающего его прямоугольного обрамления.
Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

Этот тип применялся еще в трех вариантах: с уширенной плоскостью между арочным обрамлением и наличником, украшенным двухцветным каменным набором или имитацией набора; с обрамлением ступенчатой формы; с двумя входными нишами.
В конце XIII века находит применение новый тип портала, который в принципе повторяет схему портала с прямоугольным наличником, но в корне отличается от последнего. Важной особенностью этого типа портала является то, что он занимает всю плоскость фасада как по ширине, так и по высоте, где вертикальное членение осуществляется посредством установки двух порталов друг на друга. Этот незамысловатый с первого взгляда прием знаменует новый этап декорировки фасадов - систему портальной архитектуры.
В армянской портальной архитектуре внутреннее двухэтажное членение четко отображено на фасаде посредством размещения двух порталов один на другой, где проем первого этажа служит дверью, а проем второго этажа - окном. Несомненно, зодчие Армении к этому приему декорировки пришли совершенно самостоятельно в силу функциональных требований. Этот тип портала встречается только на памятниках гражданской архитектуры, построенных в столице Багратидов - городе Ани.


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17