Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


В обоих вариантах принятый принцип профилировки исходит из формы пилонов и призван подчеркнуть движение вглубь и в центр, то есть к проему двери.
По схемам построения кривых арки порталов данного типа встречаются в трех вариантах:
подковообразная (Амберд, Кечарук - церковь Григория, Ахпат - церковь Ншана); двухцентровая (Санаин - церковь Аменапркич);
смешанная (Кечарук - церковь Ншана).
Highslide JS
Монастырь Ахпат портал церкви Ншана
Highslide JS
Монастырь Санаин, портал церкви Аменапркич
Highslide JS
Портал замковой церкви в Амберде
Highslide JS
Монастырь Кечарук, портал церкви Ншан

Весьма оригинально построение арки портала церкви Аменапркич монастыря Санаин, где ширина концентрически расположенных поясов по вертикальной оси проема равномерно увеличивается с постепенным переходом от подковообразной арки к двухцентровой - стрельчатой. Этот же прием использован при построении арки южного портала церкви Григория монастыря Кечарук, однако здесь концентрический ряд состоит только из пятообразных арок.
Таким образом, в X веке в декорировке порталов начинает применяться двухцентровая арка смешанно с подковообразной. В XI веке двухцентровая арка применяется в "чистом" виде и в дальнейшем находит широкое распространение.

Орнаментовка

В декоративном убранстве порталов этого типа наблюдается предельная скупость орнаментовки. Примеры использования орнамента ограничены несколькими простыми мотивами, как-то: концентрически вырезанным рядом окружностей (Ахпат, Амберд), стилизованными ланцетками в виде тех же концентрически расположенных кругов (Санаин) и вырезанного в ряд веревочного орнамента (Ахпат).

Тимпан

Тимпаны перечисленных порталов во всех примерах оставлены без обработки и составлены или из цельного каменного блока (Ахпат, Санаин, Кечарук), или из уложенных друг на друга крупных каменных блоков (Амберд). Сохранившиеся на плоскости тимпана надписи относятся к позднему времени.

Портал с сандриком

Как было отмечено, основу декорировки порталов этого типа составляют наличник и сандрик. Во всех дошедших до нас примерах композиционная схема построения остается неизменной, отличаются порталы только характером декоративного убранства с применением как античных, так и национальных элементов орнаментовки.


Наличник

В рассматриваемом типе наличник не выступает из плоскости стены, имеет значительную ширину и оформлен в виде ступенчато отходящих поясов. Исключение составляет наличник портала церкви Просветителя монастыря Хцконк, где портал размещен между двумя треугольными нишами и выступает из плоскости стены.
Переходы поясов наличника решены двояко: в виде прямоугольного отступа (Хцконк); посредством орнаментировки полосок с применением шариков и бус (Мармашен, Цахацкар). В Мармашене, кроме шариков и бус, использован орнамент в виде стилизованных листьев.
В отличие от перечисленных, наличник портала церкви в вышгороде Ани выполнен в виде изящных профилей с четырьмя орнаментированными поясами. Этот прием таит в себе зачатки системы профилировки широко распространенных в XII-XIV веках порталов с обрамляющими наличниками прямоугольной конфигурации.
В орнаментовке поясов наличника этого портала использован как античный, так и национальный орнамент. Первый и третий пояса представляют собой бусы. Второй пояс составлен из ромбовидных и треугольных фигур, вырезанных внутрь. Четвертый пояс составлен из вырезанных концентрических кругов с выступающими фигурами в центре. Этот рисунок отдаленно напоминает орнаментальный мотив на порталах Ереруйкской базилики.
Совершенно по-другому трактован наличник портала церкви монастыря Бгено-Нораванк. Здесь он представляет собой семь орнаментированных поясов, постепенно отходящих внутрь.

Сандрик

В деталировке сандрика зодчие и мастера опять-таки не пошли по пути прямого копирования античных форм и деталей. Во-первых, здесь, без исключения, отсутствует обязательный атрибут античных порталов - кронштейн. Кроме того, наряду с использованием античных деталей профилировки и орнаментальных мотивов, широко применены местные элементы с искусным их сочетанием. Рассматривая приемы деталировки сандриков в хронологическом плане, нетрудно заметить постепенный переход к наиболее широкому применению чисто местных мотивов.
Так, если на сандрике портала церкви в вышгороде Ани мы видим применение исключительно античных элементов, хотя и в значительно стилизованном виде, а на сандриках порталов в Мармашене и Цахацкаре античные детали встречаются смешанно с национальными, то в Хцконке наблюдается чисто местная трактовка с применением арочек (вместо зубцов) и элементов национального орнамента.
Из античных элементов декорировки на сандриках рассматриваемого типа порталов использованы сухарики, зубцы и акантовые пальметты. Из местных элементов — арочки, а также геометрический и растительный орнаменты.
Несмотря на преобладание национального мотива в декорировке этого типа порталов и достигнутые поразительные успехи в создании новых вариантов, портал с архитравным перекрытием не получил широкого распространения, и в итоге победила местная традиция, поступательное развитие которой никогда не останавливалось. Ввиду этого после XI века порталы этого типа в монументальной архитектуре Армении не встречаются.

ПОРТАЛЫ XII-XIV ВЕКОВ

Конец XI и начало XII века знаменуют новый этап в развитии армянской монументальной архитектуры.

ЦАХАЦ-КАР

Широкое развитие торговли, возникновение городов с трудящимися новых категорий в лице кустарей, ремесленников и мелких производителей, усиление экономической базы церкви, принявшей форму феодального объединения, поставили перед зодчими проблему разработки новых тем, соответственно социальному укладу общества и его насущным требованиям.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17