Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


Вместе с тем тимпан, в отличие от предыдущих вариантов, на ряде памятников занимает часть толщи стены, а торцевая сторона оформляется арочным обрамлением. Этот конструктивный прием в дальнейшем становится основным для всех типов порталов.
Параллельно описанному традиционному типу портала, в декорировке которого наблюдается развитие местных, чисто национальных форм, в конце X века находит применение новый тип портала, корни композиционно-декоративного оформления которого ведут к эллинистическому периоду.
Основу этого типа составляет классический вариант портала с архитравным верхом. Вместе с тем в декорировке этих порталов нетрудно заметить применение не чисто античных элементов, а их вариации в армяно-эллинистической трактовке.
Армения, наряду со многими странами Передней Азии, в определенный период своей истории переживала значительное влияние архитектуры классического периода античной Греции. Применение античных форм и деталей в армянской архитектуре связано с эпохой эллинизма и обусловлено разносторонними социально-экономическими связями Армении со странами, входившими в орбиту эллинистического мира. Однако применение античных форм и деталей не носило характер слепого подражания, а было синтезом греческой классики с местными самобытными формами, что и составляет суть эллинистической культуры.
Памятники монументальной архитектуры периода армянского эллинизма до нас дошли в очень незначительном количестве и, естественно, дать удовлетворительный ответ на вопрос, что служило материальной базой для возрождения этих форм в X-XI веках, весьма трудно.
Надо полагать, что армянские зодчие и мастера средневековья располагали значительным фактическим материалом по архитектуре эллинистического периода и не были ограничены в своих возможностях использовать это наследие в соответствии с требованиями новой религии-христианства и социально-экономического уклада феодального общества. Анализ развития архитектурного декора показывает, что возрождение античных форм и деталей особенно ярко выявилось именно в декорировке порталов. Основными элементами декорировки порталов этого типа служили широкий наличник, составленный из ряда ступенчатых профилей, переходы которых оформлены поясками бус, а также профилированный и орнаментированный сандрик.
Highslide JS
Архитектура армянских порталов

В основном в порталах этого типа использованы мотивы античной орнаментации. На портале церкви в Хцконке сохранена только композиционная схема построения портала с сандриком, а в орнаментовке использованы чисто национальные мотивы. Значительный отход от композиционной схемы построения античного портала наблюдается в портале церкви монастыря Бгено-Нораванк, где богато декорированный наличник завершается невысокой полочкой, отдаленно напоминающей сандрик.
Параллельное развитие порталов двух вышеуказанных типов в многочисленных вариантах и использование в их художественном оформлении элементов декорировки прежних эпох составляет важную особенность армянской архитектуры IX-XI веков.
Рассмотрим, какие имеются особенности в деталировке каждого из этих типов.

Портал с арочным обрамлением

Как было отмечено, этот тип в многочисленных вариантах повторяет формы традиционных Порталов VI-VII веков.
Однако, при сохранении схемы построения и основных элементов декорировки самого портала, в трактовке его отдельных частей наблюдается большое изменение. Таким образом, своими корнями пока еще находясь в тесной связи с композиционными приемами построения порталов VI-VII веков, деталировка обнаруживает постепенный отход от прошлого к созданию нового типа. Убедиться в этом можно, рассматривая отдельные элементы декорировки этих порталов.

Пилон

Размещенные по обе стороны проема пилоны на порталах этого типа получают усложненную форму в виде пучка колонок, в композиции которых из прежних приемов сохранен значительный их вынос от плоскости стены.
Вместе с тем на фоне прямой преемственности традиций наблюдается постепенный отход от прежних форм и создание новых вариантов. В перечисленных группах порталов прослеживается весь ход развития формы пилона. Если в Ахпате пилон как бы является повторением композиций пилонов VI-VII веков с парными или тремя трехчетвертными колоннами,то уже в Амберде он получает форму пучка из шести полуколонн.
В последующем пилон получает ступенчатую форму с размещением профилей уступами к центру и в глубину (Кечарук, Санаин). Составными элементами профилировки в этом варианте являются полуколонны и полки.
Таким образом, один из важнейших элементов портала, являющийся основой его композиции, получает совершенно новую трактовку. Параллельно с новой интерпретацией в X-XI веках продолжают применяться пилоны с традиционными трехчетвертными колоннами (церковь в Мравяне).
Капители и базы пилонов этого типа порталов также содержат в себе много отличного от предыдущих вариантов, хотя в отдельных случаях встречаются мотивы VI-VII веков. Одним из примеров служит база и капитель пилона церкви Ншана монастыря Ахпат. Здесь сохранена как система декорировки древних вариантов в виде однотипности базы и капители, так и схема профилировки нижней части базы, в которой нетрудно заметить повторение мотива храма Звартноц.
Примерами совершенно новых принципов декорировки являются базы и капители пилонов церкви в Амберде, церкви Ншана монастыря Кечарук и церкви Аменапркич монастыря Санаин. В их декорировке использованы чередующиеся в различных вариантах валики, выкружки и полочки, дополненные вставками цилиндрической формы, лицевая часть которых вырезана в виде концентрических кругов (Амберд, Кечарук), или орнаментом в виде тех же концентрических циркульных вырезов размером в 3/4 круга (Санаин). Орнамент в виде концентрических кругов применен и на базах пилонов портала церкви Ншана в Ахпате.
Хронологически применение этого элемента в декорировке порталов уходит в V век (Ереруйк, западный и южный порталы), а по схеме построения - в глубокую древность, когда узоры строились в виде чередующихся однотипных элементов, количество которых зависело от размера обрабатываемого декора или предмета.

Наличник

В отличие от порталов IV-VII веков, в рассматриваемом типе наличник не получил большого развития. Исключение составляет западный портал церкви Аменапркич монастыря Санаин, где наличник представляет собой пояс, дополненный по контуру проема двумя валиками и выкружкой.
На остальных памятниках наличник преимущественно имеет форму ступенчато расположенных прямоугольных вырезов (Кечарук, Амберд) или циркульного выреза угловой грани проема (Ахпат). Таким образом, роль наличника сводится, в ос. новном, к простейшему переходу от плоскости стены к притолоке дверного проема.

Арка

Арки, перекинутые над пилонами, составлены из ступенчато расположенных поясов, концентрически уходящих вглубь. По принципу профилировки арки встречаются в двух вариантах:
в виде ступенчато расположенных прямоугольных профилей;
в виде профилированных концентрически уходящих вглубь поясов.


1 - 2 - 3 - 4 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17