Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

первоклассный ремонт холодильника в Киеве можно заказать у нас.
Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


Наличник

В рассматриваемую эпоху наличники не получили широкого распространения. Во всех дошедших до нас памятниках они имеют форму неширокого профилированного пояса, который окаймляет дверной проем. Повсеместно средняя часть наличника заполнена резным орнаментом.
В орнаментовке наличников наблюдаются как интерпретации эллинистических мотивов-храм в Текоре, так и национальные элементы-храмы в Аване и Одзуне.
Наряду с каноническими типами наличников, встречаются примеры их оригинальной трактовки, как на южном портале собора в Егварде. Здесь наличник в виде чередующихся изящно выполненных профилей занимает только верхнюю грань проема.

База и капитель

Пилоны всех рассмотренных вариантов, представляющие из себя вертикально расположенные по обе стороны проема элементы обрамления, имеют базы и капители.
Форма базы или капители в каждом отдельном случае непосредственно исходит от типа пилона и подчинена ему. Для каждого из вариантов пилонов характерны соответствующие им типы баз и капителей, составляющих с ними единое целое.
Однако, ввиду многочисленности и разнообразия вариантов, нет возможности создать типологический ряд ни по схемам построения, ни по хронологии, так как одни и те же формы, хотя и в совершенно другой трактовке можно видеть на памятниках всего рассматриваемого периода. В отдельных случаях, в частности, на памятниках раннего периода, капители украшались растительным орнаментом. Основой мотива орнаментовки служил акантовый лист и его стилизованные разновидности. Характерные примеры: капители храма в Текоре, Касахской и Ереруйкской базилик.

Арка

Другая составная часть портала - арка, перекинутая над пилонами,- также претерпела определенные изменения в соответствии с общей композицией портала. Выступ арки от плоскости стены обычно равен величине выступа пилонов. Лицевые плоскости арок профилированы с применением полок, валиков и выкружек.
На ранних памятниках профилировка дополнялась рядом зубцов и бус. Впоследствии эти зубцы получили форму арочек. В начале VII века, наряду с указанными элементами, находит применение резной орнамент различного рисунка. Характерной чертой орнамента этой эпохи является то, что он составляется из повторяющихся однотипных элементов. Этот метод имел то преимущество, что, при желании, в зависимости от размера предусмотренного под орнаментовку пояса, количество элементов можно было уменьшить или увеличить, не нарушая единства рисунка.

Карниз

Порталы, имеющие перекрытия в виде фронтона, завершаются профилированными карнизами. Для профилировки применялись полки, валики и выкружки, дополненные зубцами. Поверх карниза укладывалась плита перекрытия, служившая одновременно верхней полкой карниза. Наиболее характерным примером являются карнизы на порталах Ереруйкской базилики.

Тимпан

В декорировке портала важное место занимает художественное оформление тимпана. Примеры орнаментовки на плоскости тимпана встречаются только на памятниках раннего периода. Орнаментальное убранство встречается в трех вариантах:
размещение по оси над проемом розетки равнокрылого креста в кругу или только креста; размещение на тимпане ряда тех же элементов декора; декорировка всей плоскости перемычки с применением геометрического, растительного и зооморфного орнаментов и рельефных изображений.

ПОРТАЛЫ IX-XI ВЕКОВ

IX-XI века занимают особое место в истории развития армянского искусства. Если IV-VII века считаются эпохой, когда искусство еще было тесно связано с понятиями языческой религии и устойчивыми традициями армянского эллинизма, то IX-XI века стали эпохой возрождения и невиданного до того времени развития искусства вообще и архитектуры в особенности.
Во второй половине IX столетия вековая героическая борьба армянского народа против арабов-завоевателей увенчалась успехом, и в стране установилась независимая государственная власть. В 886 году на престоле централизованного армянского царства утверждается династия Багратидов. В создавшихся социально-политических условиях страна живет вплоть до середины XI века, когда начались сельджукские набеги.
Укрепление экономики страны, бурное развитие торговли и ремесел создали предпосылки для невиданного расцвета культуры и искусства, что нашло свое отражение во всех областях жизни общества.
В этот период большими темпами велось монументальное строительство. В архитектуре этих сооружений наблюдается применение элементов предшествовавшей эпохи. Однако в архитектуре IX-XI веков возрождение древних форм не шло по пути прямого использования прежних конструктивных приемов, форм и деталей декорировки. Уже во второй половине IX века и первой половине X века в архитектуре можно видеть совершенно новое содержание, соответствующее духу эпохи. Таким образом, на фоне прямой преемственности традиций налицо тенденция создания нового как в композиции всего сооружения, так и в его декорировке.
Эта тенденция отхода от прямого использования древних форм и деталей и создания новых типов наиболее ярко выражена в декорировке порталов. По композиции и характеру художественного оформления обрамления дверных проемов рассматриваемого периода группируются в два основных типа. Первый представляет собой развитый вариант порталов, получивший большое распространение в VI-VII веках, когда обрамление состоит из размещенных по обе стороны проема пучков трехчётвертных колонн с арочным перекрытием.
Однако портал в новой трактовке содержит в себе ряд элементов, которые не встречаются в памятниках раннего периода. В частности, увеличивается количество профилей, составляющих разрез пилонов, в одном случае посредством развития древних композиций (портал замковой церкви в Амберде), где пучок составлен из шести колонок, тогда как в прежних примерах их количество не превышало трех (Одзун, Кош). В другом случае пилоны составляются из чередующегося ряда валиков, полок, выкружек и полуколонн. Это уже совершенно другой тип пилона, не имеющий аналогов в порталах раннего периода.
Совершенно новое значение приобретает наличник двери. В отличие от прежних вариантов, когда наличник представлял собой в некотором отношении обособленный элемент декорировки (Текор, Одзун), в IX-XI веках он становится нераздельной частью профилировки, являясь составным элементом обрамления. Существенные изменения претерпевает также тимпан. В рассматриваемом типе, за редким исключением (Амберд), он представляет собой цельный каменный блок с циркульным верхом.
Каменный блок тимпана опирается на боковые стены либо под прямым углом, либо со скошенными под 45° углами.

1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17