Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Пластиковые окна цены продажа и установка ПВХ.
Армянские древние порталы
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРТАЛОВ ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АРМЕНИИ IV-XIV вв.


  В истории Армении период между IV-VII веками характеризуется важными переменами, имевшими огромное значение в жизни страны. В III-IV веках на смену рабовладельческому строю приходит феодализм. В стране возникают и укрепляются феодально-нахарарские роды, устанавливаются права наследственности. В создавшихся социально-экономических и политических условиях прежняя языческая религия уступает свои позиции христианской, влияние которой постоянно растет, и в 301 году христианство становится государственной религией Армении.
В условиях утверждения новой религии и процветания нахарарских фамилий начинает бурно развиваться строительство как гражданских зданий, так и культовых сооружений, которые, с одной стороны, были призваны утверждать и укреплять власть феодала-нахарара, а с другой, - служить требованиям новой религии.
Параллельно со строительством многочисленных крепостей, замков, дворцов и других общественных зданий и сооружений армянским зодчим и мастерам надо было решить сложную задачу: создать новый тип здания культового назначения - христианский. Эта задача была решена, и уже в IV-VII веках были разработаны и осуществлены такие типы культовых сооружений, которые легли в основу развития всей культовой архитектуры средневековья.
Портал становится одним из основных элементов убранства фасада, основу декорировки которого составляли обрамления дверных проемов, наличники окон и карниз. Исходный классический тип портала представляет собой прямоугольный проем, по обе стороны которого размещены выступающие от плоскости стены пилоны в виде прямоугольных выступов или трехчетвертных и парных колонн с пилястрами, на которые перекинута пятообразная арка с перекрытием в виде фронтона.
Эта простая, но композиционно выразительная форма портала в многочисленных вариантах нашла повсеместное применение в IV-VII веках. Вместе с тем, несмотря на кажущееся однообразие, неустанное развитие творческой мысли способствовало в последующем созданию многочисленных вариантов этого типа портала. Оригинальными вариантами этого типа являются северные порталы храма в Аруче и Кафедрального собора в Талине, где указанные пилоны, значительно выступающие от плоскости стены и перекрытые фронтоном, напоминают портик. Иного типа западный портал собора в Талине, где, судя по сохранившимся фрагментам, проемы имелись и на боковых сторонах пилонов. Несколько приближаются к аручскому варианту порталы храма в Птгни, однако здесь выступ пилонов небольшой.
В культовых постройках рассматриваемого периода количество входов в одном здании зависело от общих размеров сооружения. Главная входная дверь, как правило, располагалась на западном фасаде по оси алтарной апсиды. Если входов было более одного, то они размещались и на южном фасаде (однонефная базилика в Егварде, базилики Ереруйка и Касаха). Когда количество входов было более трех, то они размещались и на северном фасаде (соборы в Двине и Егварде). Этот порядок расположения входов был канонизирован, хотя имеются случаи отхода от принятых правил, которые, естественно, исходили из условий сложившейся застройки и других частных факторов. Примером этого является однонефная базилика в Танаате, где единственная дверь расположена на южном фасаде, и храм в Текоре, где одна дверь на западном, а две другие на северном фасадах. Независимо от количества дверей в одном здании, в их декорировке применялся единый композиционный прием. Некоторое различие наблюдается в деталях и орнаментовке. Проемы дверей рассматриваемого периода, все, без исключения, имеющие прямоугольную форму, перекрывались цельным каменным блоком-архитравом. Плоскость между дверным проемом и арочным обрамлением - тимпан - оформлялась в четырех вариантах:

а) тимпан составлен из ряда уложенных друг на друга каменных блоков больших размеров;
б) тимпан уложен из двух или трех каменных блоков больших размеров, причем между блоками первого и второго рядов оставлена щель во всю толщину стены. Этот разрез, ширина которого равна ширине двери, обычно делается на каменном блоке второго ряда. Таким образом, посредством разгрузочного шва нагрузки, идущие от вышележащей стены, равномерно распределялись на боковые опоры, тем самым освобождая перемычку от вертикально действующих усилий;
в) тимпан над перемычковым блоком оставлен открытым в виде окна - "открытый люнет". Ширина люнета равна ширине проема двери. Люнет перекрыт аркой, составленной из ряда камней. В конструктивном отношении люнет повторяет прием разгрузочного шва, однако в совершенно своеобразной трактовке;
г) тимпан представляет собой цельный каменный блок с циркульным верхом.

Вариант "г" с некоторыми изменениями в последующем получил большое распространение и стал основным. Таким образом, в IV-VII веках в преобладающем большинстве дверные проемы перекрывались архитравом, представляющим собой каменный цельный блок, причем в отдельных случаях этот блок имеет значительные размеры.
Начиная с VI века, находит применение новый тип портала, который по композиционной схеме построения является логическим продолжением рассмотренного типа. Этот тип портала представляет собой прямоугольный проем, по обе стороны которого размещены выступающие от плоскости стены пилоны или парные трехчетвертные колонны в различных вариациях, на которые перекинута арка. Двускатное навершие в виде фронтона в этом типе отсутствует.
Для этого типа характерны два варианта перекрытий дверного проема: варианты «а» и "г". Тимпаны с разгрузочными швами и люнетом отсутствуют. Эти два типа порталов были основными за период с IV по VII века и во многом предопределили дальнейшее развитие приемов художественного оформления дверных проемов. Для исчерпывающего анализа этих двух типов порталов, в частности принципов их декорировки, рассмотрим варианты развития отдельных его деталей, как-то: пилонов, баз, капителей, арок, карнизов и наличников, а также основные приемы художественного оформления плоскости тимпана.

Пилон

Размещенные по обе стороны дверного проема пилоны на разных памятниках имеют совершенно различные формы и размеры: пилон прямоугольного сечения без профилировки. Этот вариант самый древний и стал применяться начиная с IV века. Отдельные примеры этого варианта встречаются вплоть до VII века; пилон в виде пилястры, завершающийся трехчетвертной колонной. В отдельных случаях, как на западном портале храма в Аване, пилястра отсутствует и трехчетвертная колонна непосредственно примыкает к стене;
пилон, лицевая сторона которого оформлена полуколоннами, объединенными выкружкой;
пилон в виде пилястры, завершающийся парными трехчетвертными колоннами. Этот вариант встречается двух типов: когда полуколонны разделены меж собой и когда они примыкают друг к другу, составляя единое целое. Вариант с двумя объединенными полуколоннами впоследствии нашел широкое применение и встречается как чисто в древней трактовке, так и в общей композиции с другими элементами декорировки порталов;
пилон, составленный из трех трехчетвертных колонн;
пилон сложной конфигурации, составленный из прямых и обратных валиков; пилон в виде пучка колонн. Варианты "к", "л" и "м" стали исходными для появления в X-XI веках пилонов в виде пучка колонн.
Рассматривая развитие приведенных вариантов в хронологическом плане, нетрудно заметить, что преобладает тенденция, с одной стороны, уменьшения абсолютного размера выступа пилонов от плоскости стены и, с другой, - их размельчение с увеличением элементов декорировки.

1 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17