Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В монументальной архитектуре Армении IV-XIV веков, наряду с другими элементами архитектурного декора, портал получил логическое развитие в тесной связи со всей объемно-пространственной композицией сооружения и в соответствии с принципами, заложенными в основе национальной архитектуры на каждом отдельном этапе ее развития.
Декоративному убранству порталов отводилось особое внимание, что оправдывается той важной ролью, которую он играл в художественном оформлении здания. Многие века единственными элементами украшения фасадов служили обрамления дверей, наличники окон, тяги и карнизы, и, естественно, художественное качество каждой детали играло важную роль в оформлении всего фасада. Учитывая эти факторы, вполне естественно то большое внимание, которое уделялось обработке каждой из этих деталей. Зодчие и мастера средневековья проявили в этом деле незаурядную творческую выдумку и высокое исполнительское мастерство. В результате этого, несмотря на многочисленность типов, нет ни единого примера прямого повторения и поэтому в каждом портале мы видим что-то новое.
Таким образом, количество вариантов соответствует количеству порталов, которые сохранились до наших дней.
Другой характерной чертой в композиции и декорировке порталов IV-XIV веков является прямая преемственность традиций с широким использованием творческого наследия. Вместе с тем армянским зодчим и мастерам средневековья не была присуща узконациональная ограниченность. Широкие торговые связи с соседними странами создавали предпосылки для неограниченного обмена ценностями искусства. Кроме того известно, что многие зодчие и мастера из Армении работали в странах, как граничащих с Арменией, так и удаленных от нее, в том числе и в странах мусульманского мира.
Таким образом, имело место широкое взаимовлияние с критическим использованием заимствованных форм и деталей в соответствии с применяемым материалом и местными традициями. В этом плане наличие порталов, в композиции и декорировке которых проглядывают заимствованные элементы,- явление не случайное, а плод тех взаимоотношений, которые имелись между граничащими странами.
Вместе с тем в условиях, когда страна многократно становилась ареной жестоких битв, в результате которых десятилетиями, а иногда и веками жила под игом завоевателей, диктовавших свою волю и свой художественный вкус, в архитектуре Армении, как и в других областях творчества, наблюдается незыблемость национальных традиций и неоспоримая их преемственность. Эта тенденция была той базой, на основе которой в XX веке возрождена и развивается советская армянская архитектура.
После установления советской власти в Армении, в условиях возрождения государственности и беспримерного бурного развития экономики, культуры и искусства, строительство шло по пути широкого использования богатого творческого наследия. Использование традиций в области архитектуры (как в композиции, так и в декорировке) шло по пути их осмысленной переработки в соответствии с требованиями общественного строя, возросшими возможностями строительной индустрии, а также исключительно высоким уровнем эстетических потребностей.
Портал как элемент архитектурного декора не потерял своего значения и нашел широкое применение и в современной архитектуре. Тема портала в архитектуре Армении советского периода трактуется в трех вариантах:
портал как обрамление дверного проема (классический вариант);
портал как декоративный элемент; портал как элемент декорировки всей плоскости фасада.
Исходя из опыта архитектурной практики последних десятилетий и основываясь на многочисленных примерах, можно с уверенностью утверждать, что тема портала во всех трех вариантах вправе найти свое место в современной архитектуре.
Хочется надеяться, что данное исследование поможет архитекторам-практикам полнее воспользоваться тем богатым творческим наследием, которое сохранилось от наших многоопытных предков. Исследования и анализ сохранившихся образцов в период с IV по XIV вв. выявили девять основных типов порталов с вариантами, причем наблюдается четкая последовательность перехода одного типа в другой, что обусловливалось требованиями архитектурного стиля данного периода, конструктивного решения и эстетики. По типам порталы IV-XIV веков имеют нижеследующую характеристику:
Тип I. По обе стороны прямоугольного проема двери размещены сильно выступающие от плоскости стены пилоны в виде прямоугольных выступов, трехчетвертных колонн или парных колонн с пилястрами, на которые опирается подковообразная арка с перекрытием в виде фронтона.
Тип. II. По обе стороны прямоугольного проема двери размещены выступающие от плоскости стены пилоны или парные трехчетвертные колонны в различных вариациях, на которые опирается арка.
Тип. III. По обе стороны прямоугольного проема двери размещены пучки из трехчетвертных колонн в различных вариациях, на которые опирается арка.
Тип IV. Прямоугольный проем двери окаймлен широким наличником с архитравным верхом. Основу декорировки составляют наличник и сандрик.
Тип V. По обе стороны прямоугольного проема двери размещены профилированные пояса, выступающие от плоскости стены, на которую опирается профилированная арка.
Тип VI. По обе стороны прямоугольного проема двери размещены парные полуколонны, объединенные пилястром с незначительным выносом от плоскости стены. На эти пилоны опирается профилированная арка.
Тип VII. По обе стороны прямоугольного проема двери размещены профилированные пояса, на которые опирается арка. Вся композиция завершается прямоугольным обрамляющим наличником. Этот тип, встречается еще в трех вариантах:
с уширенной плоскостью между арочным обрамлением и наличником, украшенной каменным двухцветным набором или его имитацией; с обрамлением ступенчатой формы; с двумя входными нишами.
Тип VIII. Размещенные один на другом два портала с прямоугольным обрамляющим наличником, где проем первого этажа служит дверью, а второго-окном. Тип IX. Прямоугольный проем двери размещен в глубокой нише со сталактитовым перекрытием.
Наряду с развитием чисто национальных типов порталов, в рассматриваемую эпоху нашли применение заимствованные формы. Первая из них - портал с сандриком, относящийся к античной греческой архитектуре,, применялся в X-XI веках. Вторая - портал со сталактитовым перекрытием, композиция которого заимствована из мусульманской архитектуры, применялся в XIII-XIV веках. На базе этих заимствованных композиционных приемов построения с их критической переработкой из учета местных традиций были созданы совершенно новые типы порталов, весьма далекие от первоисточника.
В декоративном убранстве порталов IV-XIV веков применялись: различная по характеру и составу профилировка элементов перехода с одной плоскости в другую, капители и базы, резной орнамент, рельефные изображения и каменные наборы.
Встречаются примеры использования красок для окраски отдельных частей портала. В декоративном убранстве порталов IV-XIV веков широкое применение получили растительный и геометрический орнаменты.
Область применения орнамента не была ограничена какой-либо частью портала. Орнамент с одинаковым успехом использовался на наличниках, арках, базах, капителях и особенно на тимпане. Развитие орнамента в декорировке порталов IV-XIV веков характеризуется в следующем порядке:
IV-Vвека. Орнамент носит на себе печать архаичности в сочетании с чисто национальными мотивами. Основу композиции орнамента составляют однотипные элементы, количество которых зависит от размера деталей, покрывающихся резьбой.
VI-VII века. Наряду с орнаментом, который составлялся из однотипных элементов, начинает широко применяться орнамент, где основу композиции узора составляют связанные между собой элементы, ограниченные размером детали, покрывающейся резьбой, и имеющие начало и конец. В эту эпоху вместе с сугубо национальными мотивами находят применение элементы орнамента эллинистической эпохи, но в значительно переработанном виде.
Одновременно с появлением совершенно новых элементов на базе синтеза древнейших архаичных мотивов с деталями эпохи армянского эллинизма наблюдается высокий уровень исполнительского мастерства.
IX-XI века. В эту эпоху наблюдается широкое применение мотивов как эллинистического периода, так и IV-VII веков. Наряду с использованием традиционных мотивов, в соответствии с требованиями времени, создаются совершенно новые мотивы, послужившие исходной базой для бурного развития архитектурного орнамента в последующие века.
XII-XIV века. В декорировке порталов этой эпохи наблюдается явное преобладание растительных мотивов с широким применением плетеного орнамента, вырезанного на уровне двух плоскостей. Архитектурный орнамент в XII-XIV веках достиг наивысшего уровня развития и стал ведущей областью в искусстве средневековой Армении.
В декорировке порталов IV-XIV веков архитектурный орнамент использован во всем многообразии, и мотивы, впервые нашедшие применение в порталах, в последующем были широко использованы в декоративном убранстве культовых и общественных зданий.
Каменные наборы - мозаика из разноцветных камней-были вовлечены в монументальную архитектуру Армении начиная с XII века. Возникновению каменных наборов предшествовало применение кладки из разноцветных камней идентичной фактуры и механических свойств. Наряду с наборами из разноцветных камней уже в XIII веке появляются их имитации - ложные наборы, которые в основном повторяют композиционную схему построения набора. Эффект набора получается вырезкой фигур на разных плоскостях.
Каменные наборы в многочисленных вариантах по схеме построения относятся к геометрическим орнаментам и строятся на простейших сетках. Каждый элемент набора в отдельности представляет многоугольник, различное сочетание их составляет основу композиции выкладки.
Как подлинные наборы, так и их имитации строились на традиционных, твердо установившихся схемах, истоки которых уходят в глубь веков, с исключительным преобладанием национального элемента как в композиции, так и в технике обработки.
В преобладающем большинстве выкладки из разного цветного камня покрывались резьбой, в них мотивы узора находятся в прямой зависимости как от формы элементов набора, так и от принятой за основу декорировки портала композиции.
Армянская каменная мозаика в виде выкладок из разного цветного камня имела определенное влияние на развитие изразцовой декорировки мусульманской архитектуры средневековья. В монументальной архитектуре Армении IV- XIV веков искусство скульптуры выражалось посредством рельефов, барельефов и горельефов, выполняемых на камне и отличающихся принципами исполнения.
По темам рельефные изображения в декорировке порталов подразделяются на религиозные, бытовые и символико-мифологические сюжеты.
На порталах рельефные изображения в основном размещались на тимпане и на плоскости между аркой входной ниши и обрамляющим прямоугольным наличником. Хронологически применение рельефных изображений в декорировке порталов IV-XIV веков характеризуется так:
IV-VII века. Эпоха широкого применения религиозной тематики с сюжетами из Ветхого завета с одновременным использованием изображений птиц и животных. Характерными особенностями рельефов являются архаичность форм и некоторая примитивность в исполнении.
IX-XI века. На порталах этого времени рельефные изображения отсутствуют. XII-XIV века. Скульптура в этот период, в частности, в художественном оформлении порталов, основана на базе тем, разработанных в эпоху раннего средневековья. Вместе с тем наблюдается большое разнообразие сюжетов и значительное повышение творческого и исполнительского мастерства. Характерной особенностью скульптуры этой эпохи является реализм.
Ввиду того, что в средневековой Армении не было достаточно четко сложившихся традиций для развития скульптуры, она не достигла должного уровня и, несмотря на наличие ряда высокохудожественных произведений, во многом уступает архитектурному орнаменту.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16