Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕКРЫТИЙ ПОРТАЛОВ IV-XIV вв.


Дверной проем с применением перемычкового блока типа «В» перекрывается точно так же, как в первых двух вариантах, а люнет имеет арочное перекрытие, составленное из ряда камней. Дверной проем с применением перемычкового блока типов «Г», «Д», «Е», «Ж» перекрывается с наружной стороны указанным блоком, сохраняющим прямоугольность проема, а с внутренней стороны-арочным завершением. Таким образом, перемычковый блок обрабатывается с двух лицевых сторон для экстерьера и интерьера. В этом варианте при всех случаях внутренняя арка полуциркульная, а ее высота меньше, чем высота тимпана, будь она составлена из цельного камня или ряда камней. Этот прием имеет важное конструктивное значение.
Дверной проем с применением перемычковых блоков типа «К» перекрывается точно так же, как и в предыдущем варианте с соответствующим разделением стены на перемычки и арочное перекрытие. В этом варианте на боковых стенах проема имеются притолоки, ширина которых соответствует толщине перемычкового блока.
Исходя из изложенного, приходим к заключению, что при разработке различных вариантов перекрытия дверных проемов переход одного типа в другой обусловлен конструктивными и эстетическими требованиями, где конструктивная целесообразность и эстетическая необходимость находили логически законченное решение.
В период IV-XIV веков армянские зодчие и мастера, основываясь на опыте предшествовавших поколений, создали свои сугубо национальные типы перемычек, которые отвечают всем требованиям закона статики. Не исключена возможность, что зодчие средневековья в практической деятельности прибегали к статическим расчетам, подтверждением чего является специально написанный для строителей труд математика VII века Анания Ширакаци.
Выдающимся нововведением в строительной практике средневековья можно считать применение перемычек с разгрузочной щелью и люнетом, составленных из ряда камней клинчатой формы. Перемычка из ряда камней клинчатой формы, которая нашла применение в XII-XIII веках, является классическим примером составной каменной балки, не утратившей своего значения и в наши Дни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИМПАНОВ ПО СХЕМАМ ПОСТРОЕНИЯ КРИВЫХ

  Арки на порталах рассматриваемого периода, как и вообще все арки, применявшиеся в армянской монументальной архитектуре IV-XIV веков, можно подразделить на две группы: полуциркульные; двухцентровые (стрельчатые).
По схемам построения кривых арочные завершения тимпанов подразделяются, в свою очередь, на шесть типов с вариантами.

Полуциркульные арки

Тип 1.

Арка-подковообразная, имеет очертания, напоминающие подкову, с различным расстоянием от центра кривой до основания тимпана. В этом типе переход от прямоугольного основания тимпана к кривой образуется, как правило, их непосредственным соприкосновением.

Тип 2.

Арка-циркульная, с радиусом по размеру меньше общей высоты камня тимпана.
В этом типе переход от основания камня к кривой осуществляется или под прямым углом в 90° или через скосы под углом 45°. Встречаются три варианта этого типа: центр арки находится на уровне верхней грани скосов;
центр арки выше уровня верхней грани скосов;
центр арки ниже уровня грани скосов.

Тип 3.

Арка-циркульная, с радиусом, равным высоте камня тимпана. Этот тип встречается в двух вариантах: с прямолинейным основанием;
со скосами под углом 45° в основании камня тимпана.

Двухцентровые арки

Тип 4.

Арка-двухцентровая, состоит из двух дуг одного и того же радиуса при размере радиуса более половины основания арки. В этом типе, как и в типе 2, переход от основания камня к кривой осуществляется под прямым углом или через скосы под углом 45°. Так же, как и в типе 2, двухцентровая арка встречается в трех вариантах с теми же признаками.

Тип 5.

Арка-стрельчатая, состоит из двух дуг, пересекающихся под углом. Этот тип встречается в двух вариантах:
размер радиуса кривой более половины основания;
размер радиуса кривой менее половины основания.

Тип 6.

Арка циркульная со стрельчатым верхом. Этот тип не относится ни к группе «А», ни к группе «Б», а представляет собой новый тип арки, который объединил в себе циркульную арку с верхом стрельчатой арки.
Этот тип по схеме построения является оригинальным нововведением, которое встречается только в памятниках армянской архитектуры. Здесь художественный эффект стрельчатой арки, широко распространенной на Востоке, достигается заострением верхней части циркульной арки в соответствии с той принципиальной схемой, которая лежит в основе композиции портала. Таким образом, эти шесть типов арок составляют ту основу, на базе которой строились входные ниши дверных проемов в многочисленных вариациях. Рассматривая типы арок по схеме их построения в хронологическом плане, становится возможным составить достаточно полное впечатление об их применении на каждом отдельном этапе развития армянской средневековой архитектуры и, в частности, о тех изменениях, которым они подвергались за период с IV по XIV века. Вместе с тем форма арочного обрамления входной ниши развивалась не изолированно, а в тесной связи со всей системой арочных перекрытий в монументальной архитектуре средневековья. Как известно, конструктивную основу объемной композиции всех типов зданий и сооружений в архитектуре Армении, где основным строительным материалом является природный камень, составляет арка, ибо перекрытие больших пролетов архитравной системой с применением камня невозможно. Поэтому в тех случаях, когда арка является основой конструктивного скелета здания, она находит применение в трех вариантах: подковообразная, циркульная и двухцентровая (или стрельчатая). Древнейший тип арки — арка подковообразная, применявшаяся в раннем средневековье как единственный тип вплоть до VI века. Впоследствии широко начали применять циркульные, а в конце VII века и двухцентровые арки, состоящие из двух дуг равной величины при величине радиуса более половины основания. Начиная с VII века и вплоть до XIV века эти три типа арок имели широкое распространение.
На порталах подковообразная арка также является древнейшей. В порталах памятников армянской архитектуры IV—XIV вв. преобладающее и повсеместное применение имели подковообразные и циркульные арки. Двухцентровые арки появились в XII веке. Однако их применение до XIII века ограничивается отдельными примерами. В XIII веке эти арки получили повсеместное распространение.Стрельчатые арки начали применяться в конце ХIII века и не имели сколько-нибудь значительного применения, видимо, из-за чуждых для каменной архитектуры форм. Несомненно, в применении этого типа арок имеет место элемент заимствования из чисто декоративных соображений, что уже в корне было неприемлемо для национальной архитектуры. Как известно, архитектуре Армении чужды декоративность и необоснованное украшательство.
В XIII веке находит применение циркульная арка со стрельчатым (заостренным) верхом, которая, зрительно повторяя форму стрельчатой, принципиально отличается от нее как по схеме построения, так и по простоте осуществления, благодаря чему становится излюбленным вариантом для зодчих и мастеров позднего средневековья. Этот тип арки по схеме построения совершенно отличен от всех вариантов стрельчатой арки, повсеместно распространенной на Востоке, он может считаться армянским вариантом стрельчатой арки.
Развитие типов арок, примененных на порталах, можно проследить на представленной хронологической таблице.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 17