Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ УБРАНСТВА ПОРТАЛОВ IV-XIV вв. IV-VII века


При этом полностью сохранялась схема построения и принципы отделки мозаичных выкладок, но набор имитировался посредством вырезки фигур на больших каменных блоках. Эффект набора достигался как посредством светотени, так и окраской различных геометрических фигур в светлые и темные тона.

РЕЛЬЕФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

В армянском искусстве возникновение рельефных изображений как метода художественного оформления, нашедшего широкое применение в памятниках архитектуры, уходит в глубь веков. Рельефными изображениями украшен и ряд порталов памятников монументальной архитектуры.
Борьба за утверждение идеологии христианской религии в стране, где многие века бытовало язычество, наложила свой отпечаток и на характер рельефных изображений, где преобладающей темой были сюжеты религиозного характера, взятые из Ветхого завета. В сложившихся условиях, наряду с другими видами изобразительного искусства, скульптура также была полностью поставлена на службу новой религии, на пропаганду ее идеологии. Христианство, пожелавшее воздвигнуть храм своего единственного бога на развалинах язычества, в неистовом порыве уничтожало все, что было связано с поклонением огню. Святилища были разрушены, скульптурные памятники уничтожены, и создавшийся вакуум заполнялся массовым производством рельефов с христианскими сюжетами, где изображения по формам были строго канонизированы.
Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

Все это, естественно, отразилось на развитии скульптуры весьма отрицательно. Вместе с тем трудно предположить, что влияние языческой скульптуры прошло бесследно, как бы строги ни были ограничения христианской церкви.
Таким образом, рельефные изображения раннехристианского периода (IV-VII века) в определенной мере являются продолжением искусства предшествовавших веков с новой тематикой и сюжетом. В монументальной архитектуре IX-XI веков, за исключением нескольких примеров, сюжетные рельефы отсутствуют. Как единственный пример декорировки портала с применением горельефа можно упомянуть западный портал церкви Амена-пркич монастыря Санаин. Здесь в верхней части обрамляющей арки имеется изображение, отдаленно напоминающее человеческую голову.
В XII-XIV веках, в эпоху подъема национальной архитектуры, с нарастанием тенденции к богатому декорированию фасадов зданий, наряду с архитектурным орнаментом, важное место отводится барельефу. Широкое применение в монументальной архитектуре рельефных изображений с сюжетами как религиозного, так и бытового характера дало толчок развитию искусства скульптуры. Одновременно в рельефах этого периода нашло широкое применение изображение богатой фауны страны.
Характерной особенностью скульптуры этой эпохи является реализм. В декорировке порталов XII-XIV веков барельефом украшался в основном тимпан. В отдельных случаях изображения птиц и животных размещались на плоскости между аркой входной ниши и обрамляющим наличником.
По тематике преобладающее место занимают сюжеты религиозного характера.
В эту эпоху наблюдается повышение исполнительского мастерства ваятелей, в особенности в изображении птиц и животных. Вместе с тем, несмотря на дошедшие до нас высокохудожественные памятники скульптуры, в изображении человеческих образов армянские скульпторы позднего средневековья существенного успеха не добились. Из сохранившегося до нашего времени наличного материала по порталам XII-XIV веков рельефные изображения обнаружены на 25-и из них.
По тематике рельефные изображения на этих порталах подразделяются на сюжеты:
религиозного характера-11 примеров; бытового характера-2 примера; символико-мифологического характера, изображения птиц, животных и грифонов-12 примеров. В этих барельефах нашли применение изображения человеческих фигур, лошади, быка, птиц, змей, грифонов и фантастических животных.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 15 - 16 - 17