Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ УБРАНСТВА ПОРТАЛОВ IV-XIV вв. IV-VII века


На порталах XIII века встречаются примеры использования орнамента более раннего периода, в частности мотивов, характерных для раннего средневековья. Из них наибольшее применение получили ланцетки и розетки. Использованные в декорировке порталов розетки по композиции относятся к радиально-лучевым схемам, где в основе мотива лежит изображение солнца или цветка в различных вариантах. Примером совершенно новых мотивов геометрического орнамента, нашедшего применение в порталах XIII века, является орнамент, составленный из чередующихся ромбов и окружностей на обрамляющем наличнике, и орнамент в виде геометризованного трехлопастного листа, который широко применялся в конце XIII и в XIV веке именно в порталах. В основе этого мотива усматривается использование композиционной схемы каменных сталактитовых систем.
Орнаментальный мотив в виде геометризованного трехлопастного листа размещался в два или три ряда в шахматном порядке таким образом, чтобы один ряд нависал над другим, создавая плавный переход. Этот орнамент использовался только на арках и обрамляющих наличниках. Имеются примеры, когда второй ряд (в частности на арках) выполнен из шестилопастных листьев.

Растительный орнамент

В декорировке порталов XII-XIV веков архитектурный орнамент растительного характера нашел применение во всем своем многообразии. По принципу исполнения растительный орнамент этого периода имеет резной характер и расположен на уровне двух плоскостей, причем основные его элементы побеги имеют двух или трехрубчатый разрез в виде ленты. В отдельных случаях эти ленты в точности повторяют форму реальных побегов. На основе плетения побегов в различных комбинациях с дополнением листьев, цветов, виноградной лозы и граната получается мотив орнамента, заполняющий как отдельные полосы профилированных наличников, так и всю плоскость тимпана. Вместе с тем, в отличие от строгих рисунков орнамента предшествовавших веков, наблюдается усложнение мотивов с использованием разнообразных по сюжету плетений.
Highslide JS
Порталы XII-XIV веков

В XIV веке, наряду с традиционными мотивами, находит применение орнамент в сочетании с рельефными изображениями. Резной орнамент как геометрического, так и растительного характера одинаково успешно применялся в отделке элементов каменного набора, используемого в декорировке порталов XII-XIII веков. Здесь каждый элемент набора покрывался тончайшей резьбой самого различного рисунка.

КАМЕННЫЕ НАБОРЫ

В конце XII и в начале XIII века в декоративном убранстве памятников армянской архитектуры появляется новый архитектурно-декоративный прием оформления - набор из камней различных геометрических форм и разного цвета, мозаика из разноцветного камня.
Каменная мозаика в виде выкладки из различного цветного камня — один из оригинальных приемов художественного декорирования, нашедший широкое применение в архитектуре Армении с древнейших времен.
Наиболее характерной особенностью армянской каменной мозаики является синтез орнаментального искусства с живописным началом в архитектуре. Применение этого вида декорирования связано с архитектурными и вообще художественными традициями, берущими начало от использования природного камня в качестве основного строительного материала. Легкость обработки природного камня вулканического происхождения, которым столь богата Армения и в количественном отношении, и по разнообразию расцветки камней, причем со сходными механическими свойствами, предоставляла широкие возможности для практического использования цветного камня в художественной декорировке зданий и сооружений.
Возрождение и бурное развитие этого художественно-декоративного приема в архитектуре Армении XII-XIV веков обусловлено несколькими факторами:
социально-экономическими условиями эпохи, связанными с бурным развитием торговли и ремесел, а также тесным культурным общением с соседними странами, как христианскими, так и мусульманскими; появлением нового архитектурного стиля, зародившегося в среде гражданской архитектуры и несущего на себе печать культурных взаимоотношений с соседними странами и народами, независимо от вероисповедальной принадлежности; дальнейшим развитием архитектурного орнамента, в частности геометрического, с применением сетчатых композиций; твердо установившимися традициями в использовании природного камня в строительстве.
В архитектуре Армении XII-XIV веков каменные мозаичные наборы применялись для художественно-декоративного оформления стен, порталов, шатровых и плоских перекрытий и стен алтарных возвышений. Однако нигде они не достигли такого совершенства, как в декоративном убранстве порталов. На порталах наборы, в основном, встречаются в двухцветном исполнении. Причем для подчеркивания основной геометрической фигуры выкладки применялись камни наиболее интенсивной цветовой тональности. Каменные наборы по принципу отделки встречаются в двух вариантах:
с чистотесанной лицевой плоскостью камней набора;
с резной орнаментацией всех элементов набора.
Для орнаментальной отделки камней набора применялись и растительные, и геометрические мотивы, причем каждый элемент набора представлял собой замкнутую фигуру, окаймленную неширокой плоской лентой, разделяющей отдельные геометрические фигуры. Этот принцип орнаментации с полной отделкой и подгонкой каждого элемента набора до укладки на место давал широкие возможности для создания различных орнаментальных узоров, где могли проявляться индивидуальные способности мастеров-исполнителей.
Многочисленность и разнообразие орнаментальных мотивов в пределах одного мозаичного панно, несомненно, является одной из примечательных особенностей каменной резной мозаики. Каменные наборы по количеству составных элементов можно разделить на три группы:
наборы, выполненные из однотипных элементов, где основу выкладки составляет та или иная геометрическая фигура; наборы, составленные из двух геометрических фигур; наборы, составленные из трех геометрических фигур.
Каждая группа имеет ряд вариантов как по геометрическому рисунку применяемых фигур, так и по выкладке в виде сетчатых и ленточных композиций. Каменные наборы по схемам построения относятся к геометрическому орнаменту и строятся на простейших сетках, где основу композиции набора составляют различные сочетания элементов выкладки, каждый из которых представляет собой многоугольник.
Как подлинные наборы, так и их имитации, несмотря на многочисленность вариантов, строились на традиционных, твердо устоявшихся схемах. Разбивка камней в наборе производилась в строгом соответствии с принципиальной схемой, принятой за основу композиции декорируемого фрагмента с выделением основного элемента выкладки. Цветовая гамма набора также выполнялась с учетом этого фактора с использованием для основного элемента наиболее интенсивной тональности камня.
Каменная мозаика в качестве нового художественно-декоративного приема оказала огромное влияние на дальнейшее развитие архитектурного орнамента. Она стала элементом декора различных по характеру и назначению зданий и сооружений. Наиболее интересным явлением в использовании этого вида декора было появление в начале XIII века имитации наборов, что явилось упрощением этого вида декорировки.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 14 - 15 - 16 - 17