Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Изменение настроек впрыска. Услуги: чип тюнинг автомобильных двигателей . ООО "ЧИП-Т".
Армянские древние порталы
ХУДОЖЕСТВЕННО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ УБРАНСТВА ПОРТАЛОВ IV-XIV вв. IV-VII века


IV-VII века

  В орнаментальном убранстве порталов памятников IV-VII веков наблюдается определенная архаичность как по мотивам, так и по композиции построения. В этом плане весьма характерны приемы орнаментовки перемычечных блоков порталов Касахской базилики, где мотивы геральдического характера своими корнями уходят в далекое прошлое, когда они составлялись на базе простейших типических ритмов. В данном случае мы имеем один элемент ритмического ряда в виде симметрично расположенных по обеим сторонам креста фигур животных. Не нова в этой композиции и орнаментированная лента, вырезанная с нижней и боковых частей перемычечного блока, ибо такие же ленты имеются и в древнейших примерах, где они охватывают многократно повторяющиеся однотипные мотивы сверху и снизу. Наиболее характерные примеры этой композиции сохранились на фресках цитадели "Эребуни".
Указанный композиционный прием в дальнейшем получил свое развитие в порталах Ереруйкской базилики и храма в Текоре, где, наряду с повышением исполнительского мастерства, наблюдается появление совершенно новых элементов на базе синтеза древнейших архаичных мотивов с деталями эпохи армянского эллинизма. Эта тенденция нашла свое отражение в орнаментовке порталов памятников IV-VII веков.
В VII веке в композиции построения орнамента наблюдается качественное изменение. Орнамент, составленный из однотипных элементов, где количество составных единиц зависит от размера детали, покрываемой резьбой, уступает место орнаменту, где основу композиции узора составляют связанные между собой элементы, ограниченные размером орнаментируемой полоски (или пояса) и имеющие начало и конец (Мрен, церковь Камсараканов в Талине).
Highslide JS
Каменные наборы нашедшие применение в порталах

Несмотря на отмеченные важные изменения в принципах построения орнамента, которые нашли свое отражение в декоративном убранстве порталов памятников IV-VII веков, обрамлений дверных проемов с достаточно богатой орнаментальной отделкой не много. Для порталов этой эпохи характерна скупость декоративного убранства, а многие памятники, в частности VII века, имели очень скромно оформленные обрамления дверных проемов (Бджни, Арзни, Аштарак-Кармравор, Лмбат). Вместе с тем архитектурный орнамент этой эпохи характеризуется исключительным многообразием, которое можно проследить в примерах его использования в декорировке некоторых порталов.
На базе апробированных и укрепившихся приемов и композиций в IV-VII веках архитектурный орнамент в последующем получил широкое развитие, став, благодаря этому, ведущей областью искусства.

IX-XI века

Основные принципы развития армянской архитектуры IX-XI веков с преобладающей тенденцией возрождения форм и деталей минувших веков наложили свой отпечаток и на декоративные приемы убранства с применением орнамента.
В этот период и в композиционной схеме построения порталов, и в их орнаментальном убранстве встречаются как отголоски эпохи армянского эллинизма, так и раннего средневековья. Из элементов эллинистического орнамента, мотивы которого тесно связаны с классическим периодом античной Греции, на порталах X-XI веков наиболее широкое применение получили акант, пальметта и бусы. Из элементов орнамента раннего средневековья использовались бляшки, концентрические круги, орнамент наподобие слезинок и различные растительные узоры. В конце XI века начинает преобладать растительный орнамент или геометризованный орнамент растительного характера.
Рассматривая в хронологическом плане приемы декоративного убранства порталов X-XI веков, приходим к выводу, что на общем фоне возрождения форм и деталей эпохи эллинизма и раннего средневековья в итоге преобладает чисто национальный орнамент с использованием богатого наследия.

XII-XIV века

В декоративном убранстве порталов XII-XIV веков архитектурному орнаменту отводится значительное место. Характерной особенностью декорировки порталов этой эпохи является одновременное широкое распространение как растительного, так и геометрического орнаментов. Вместе с тем в эту эпоху архитектурный орнамент получает совершенно новое содержание и по многообразию мотивов, и по схемам построения.
Геометрический орнамент XII-XIV веков получил развитие в двух направлениях: в виде композиций строчной и сетчатой схем. Строчная, или ее разновидность - ленточная, композиция основана на схеме параллельных направляющих. Эта композиция является развитым вариантом орнамента раннего средневековья, в основе которого лежал ритмический ряд однотипных элементов.
Highslide JS
Имитации каменных порталов нашедшие применение в порталах

Сетчатая композиция, возникшая на основе строчной схемы, была новостью и появилась на базе пересекающихся направляющих. Во второй половине XII века и в XIII веке на основе сетчатой композиции, преимуществом которой является возможность создания бесконечного узора, нашли широкое применение каменные наборы в виде двухцветных выкладок. Наборы из разноцветных камней, а также их имитации сыграли важную роль в развитии армянского геометрического орнамента позднего средневековья.

Геометрический орнамент

На порталах памятников XII-XIV веков выявлены нижеследующие рисунки геометрического орнамента:
плетение из двух параллельно расположенных валиков, именуемое «сельджукская цепь». В XIII веке одновременно с традиционным двухрядным исполнением этого рисунка появляются плетения в трех-четырехрядном исполнений, что определило появление сетчатых композиций;
орнамент в виде концентрического ряда циркульных вырезов, отдаленно напоминающий «ионическую симу», или упрощенный вариант этого орнамента в виде полоски из полуциркульных вырезов; стилизованные лепестки лилии; плетение из валиков на базе пересекающихся направляющих, на основе которых образуются узоры в виде квадратов, шестиугольников и восьмиугольников с узлами, пересекающимися под углом 45°.
Эти узоры встречаются как в однорядном, так и в многорядном исполнении.
Позднее появляется разновидность этого плетения, где валики заменены плоскими лентами, а узлы имеют циркульную форму. Одновременно с использованием традиционных мотивов орнамента встречается оригинальная трактовка сетчатого орнамента в виде плетения из квадратов, составленного в два ряда не из валиков, а из плоских полосок с треугольными вырезами в средней части.
На некоторых примерах плетение в виде квадратов в пределах одного элемента собрано в ленту, причем элементы между собой не связаны. Встречаются примеры, когда на основе четырех квадратов и круга получено непрерывающееся плетение с крестообразными фигурами в центре. Сравнительный анализ орнамента XII-XIII веков показывает, что это совершенно новый тип орнамента, получивший широкое распространение впоследствии.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17