Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Армянские древние порталы

Введение


  Армения — страна древней самобытной культуры. Ярким выражением созидательного гения армянского народа служит его архитектура. В продолжение многих веков, полных жестоких испытаний, народ Армении противопоставлял неиссякаемую энергию созидания разрушительной силе многочисленных завоевателей, и каждый раз на развалинах опустошенной, разрушенной и разграбленной страны вырастали новые города и поселения с еще более красивыми сооружениями. И что особенно важно, никогда не прерывалась связь с прошлым, с достижениями предшествовавших веков, благодаря чему мы являемся свидетелями преемственности традиций в развитии строительного искусства с ярко выраженным элементом как в композиции, так и в декорировке.
Многочисленные памятники архитектуры, разбросанные по всей стране, как сохранившиеся, так и лежащие в развалинах, являются свидетелями силы духа народа и содержат в себе богатейший материал для исследователей. Возведенные из природного камня, тщательно обработанного, в чем армянские мастера достигли поразительных результатов, эти памятники даже в развалинах оставляют внушительное впечатление. И воздействуют они не грандиозностью, подобно египетским пирамидам, римским термам или акведукам, не пышностью декорировки мусульманских медресе и мечетей, не гигантскими масштабами и богатством романских и готических храмов, а исключительной соразмерностью форм, многообразием композиционных приемов, конструктивной осмысленностью и логической умеренностью в декорировке. Все эти памятники мастерски увязаны с окружающей их природой, как бы вырастают из нее и характеризуются искусным сочетанием прочности и эстетичности.
В этом и заключаются те принципы, которые составляют основу армянской национальной архитектуры. Специальных работ по выявлению особенностей развития армянского архитектурного декора как совокупности строительного и художественного опыта многих поколений зодчих и мастеров нет, и предлагаемое исследование, предоставляющее возможность проследить эволюцию развития архитектурных форм, в частности, армянского портала, в течение одного тысячелетия — с IV по XIV века — призвано дополнить имеющийся пробел.
История армянской архитектуры стала объектом научного исследования начиная со второй половины XIX века. За прошедший период времени опубликованы многочисленные и весьма ценные исследования, освещающие проблемы становления и развития национальной архитектуры в историческом плане, по научному анализу отдельных типов памятников и выявлению характерных особенностей их композиции, конструкции и декорирования.
Во многих публикациях имеются сведения, относящиеся к характеристике развития отдельных типов порталов, описанию и анализу характерных особенностей, связанных с развитием их типов, исследованию графических методов начертания, описанию самих порталов и характера их декорировки.
Однако до настоящего времени в историографии по армянской архитектуре портал, в основном, изучался в плане истории, археологии и искусствознания.
Недостаточная изученность темы предопределила необходимость, наряду с тщательным изучением порталов в натуре с их фиксацией посредством детальных обмеров и фотографирования, уделять особое внимание изучению письменных источников.
Необходимость этого метода диктовалась и тем, что множество уникальных памятников армянской архитектуры с богато декорированными входными порталами расположены за пределами Армении на армянских территориях, ныне находящихся в ведении турецкой администрации, и сведения о них можно почерпнуть только из письменных источников и сохранившихся фотодокументов.
Наиболее ценные сведения по порталам IV— XIV веков имеются в монографии Н. М. Токарского "Архитектура Армении IV—XIV веков", где на фоне общего развития армянской монументальной архитектуры для каждого этапа дается анализ принципов декорировки порталов в общих чертах. Особенно ценным в этой работе является детальное описание порталов ряда памятников армянской архитектуры, ныне находящихся за пределами Армении и недоступных для изучения.
Важные сведения о памятниках средневековой архитектуры Армении, о порядке их типизации, о принципах их декоративного убранства и их датировке имеются в исследовании В. М. Арутюняна и С А. Сафаряна "Памятники армянского зодчества". В этой работе много ценных сведений и о порталах памятников средневековой армянской архитектуры.
В этих двух исследованиях сведения о порталах с описанием всех типов памятников охватывают период с IV по XIV века. В ряде других исследований сведения о порталах даются в связи с изучением отдельных памятников или группы однотипных памятников. Здесь же представлены западный и один из южных порталов базилики в реконструкции.
В исследовании А. Саиняна имеются важные сведения и о порталах ряда других памятников указанной эпохи, в частности храма в Текоре, Ереруйкской базилики и базилики в Егварде. Н. М. Токарского "Джрвеж", где приведено детальное описание раскопанных фрагментов порталов церкви VII века и часовни. Чертежи реконструкции порталов, представленные в исследовании, дают исчерпывающее представление об их типе и деталировке. С. X. Мнацаканяна "Звартноц", где дается краткое описание композиции и декорировки порталов храма Звартноц и представлены чертежи двух из них в реконструкции.
Б. Н. Аракеляна "Сюжетные рельефы Армении IV—VII веков". В книге представлено детальное описание и анализ рельефных изображений указанной эпохи, даются ценные сведения о рельефах, украшавших порталы памятников монументальной архитектуры, в частности анализ рельефных изображений на порталах гробницы в Ахце, храма Одзуна, церкви в Птгни, храма в Мрене, Ереруйкской и Касахской базилик. Одновременно с детальным описанием в работе представлены фотоиллюстрации рельефных изображений двух порталов храма в Мрене, ныне недоступных для обозрения и исследования.
Много ценных сведений о памятниках архитектуры города Ани, столицы армянского Багратидского царства, имеются в книге В. М. Арутюняна "Город Ани". Описанные памятники находятся за пределами Армении и ныне недоступны для исследования. В книге представлены также редкие иллюстрации в виде фотографий с натуры и репродукции с обмерных чертежей порталов памятников города Ани.
Много интересного и познавательного материала о городе Ани дает книга А. Вруйра "В Ани", здесь же имеются уникальные фотоиллюстрации памятников города Ани из собрания Арама Вруйра.
С. X. Мнацаканян в "Сюникской школе армянского зодчества", наряду с общими сведениями об оформлении входов, дает детальное описание и анализ декорировки перемычечных блоков западного входа церкви IX—X вв. в Зарнджа и входов церкви в селе Бадикян.
В труде О. X. Халпахчяна "Санаин", где даны детальное описание и анализ памятников комплекса, представлен также анализ композиции и деко- рировки их порталов с приложением иллюстраций обмерных чертежей и фото с натуры.
В исследовании С. Бархударяна "Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню", наряду с характеристикой творчества многих мастеров и зодчих, имеется краткое описание рельефных изображений на тимпанах порталов церкви в Арени, церкви-усыпальницы монастыря Амагу-Нораванк (работы Момика) и церкви в Зарнджа (работа Саркиса).
Исчерпывающий анализ приемов декорировки с использованием разноцветных камней, которые широко применялись в декоративном убранстве порталов, дает труд И. А. Орбели "Мусульманские изразцы".
В работе Н. Степаняна и А. Чгимакчяна "Декоративное искусство средневековой Армении" имеется описание рельефных изображений на порталах ряда памятников монументальной архитектуры XII—XIV веков.
В исследовании О. X. Халпахчяна "Гражданское зодчество Армении" дается описание и сравнительный анализ порталов гостиницы, дворца Парона и дворца Саркиса в Ани, дворца Сахмаддина в Мрене и ряда порталов памятников гражданской архитектуры, находящихся как на территории Советской Армении, так и за ее пределами. Здесь же приложены фотоиллюстрации с натуры и репродукции с обмерных чертежей.
Достаточно полное впечатление о порталах одного из интереснейших памятников города Ани можно получить с реконструкции Н. М. Токарского, приведенной в статье "Уникальный памятник архитектуры из раскопок 1911 года в Ани".
В исследовании К. Л. Оганесяна "Зодчий Трдат" наряду с детальным описанием памятников, построенных Трдатом, дана характеристика их порталов с приложением репродукции с чертежей порталов в реконструкции, выполненных Т. Тораманяном, и фотоиллюстраций с натуры.
В труде Н. Я. Марра "Ани , книжная история и раскопки на месте городища" представлен ряд редких фотоиллюстраций и репродукций с чертежей порталов и их отдельных фрагментов из города Ани.
В работе А. Б. Еремян "Храм Рипсимэ" помещены графически исполненные чертежи восьми порталов VI—VII веков, на основе сравнительного анализа которых выполнен чертеж реконструкции портала храма Рипсимэ. Здесь же приложены фотоиллюстрации указанных порталов с натуры.
В "Материалах по истории армянской архитектуры" Т. Тораманяна, наряду с обширными сведениями о самих памятниках архитектуры, имеются ценные заключения о принципах их декорировки, в том числе и о порталах. В частности, в исследовании представлены: реконструкция портала княжеского дворца в Ани (дворец Саркиса), фото фа. сада церкви Спасителя с порталом, реконструкция западного и северного фасадов храма в Текоре с порталами, фрагмент орнаментированного блока перемычки портала храма в Текоре, реконструкция фасада храма Гагикашен в Ани, фото портала дворца Парона в Ани и ряд других памятников, ныне находящихся за пределами Армении.


2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17