Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Музей Гуггенхайма

  На Пятой авеню, недалеко от Центрального парка, находится здание, построенное любопытнейшим архитектором XX в. - Френком Ллойдом Райтом.
Он появился на свет в июне 1867 г. в семье обычного священника и сельской учительницы. С детства мальчика окружали альбомы по искусству.

Главный фасад музея напоминает несколько поставленных друг на друга шайб или часть спирали огромной мясорубки, При жизни архитектора американцы плохо принимали революционные идеи Райта. Гораздо большую популярность он снискал в Европе, где были организованы выставки его работ и издавались его книги. Теперь Райт считается признанным классиком и в Старом, и в Новом Свете.

В качестве игрушек мать Френка давала ему развивающий конструктор Фридриха Фребеля - знаменитого немецкого педагога, инициатора создания детских садов в Старом Свете. Результаты воспитания дали свои плоды.

По замыслу Райта здание должна была венчать башня, где располагались бы студии и квартиры для художников Однако идея не была реализована. Лишь в 1968 г. на ее месте зять Райта У. Питере возвел небольшое помещение под офис и запасники.

Райт поступил на инженерный факультет университета в Висконсине. Однако закончить его будущему архитектору не довелось. Родители развелись; Френку пришлось содержать мать и двух сестер. Он сначала нанялся в строительную фирму, а в 1893 г. основал собственную контору. Пошли заказы, но большинство из них не удовлетворяли смелые фантазии Райта. Он мечтал создавать здания, в которых размывалась граница с окружающей природой.

В музее, построенном по заказу Гуггенхайма, зрители не проходят через анфиладу залов. Они сначала поднимаются на верхний этаж здания, а затем начинают спускаться по наклонному спиральному пандусу длиной более 400м. Залы расположены при зтом как дольки апельсина - по радиусам. Они изолированы друг от друга и в то же время являются частью целого.

В результате появляются так называемые «Дома Прерий», которые приносят Райту известность. В 1943 г. судьба свела Райта с Соломоном Гугенхаймом - одним из сыновей успешного бизнесмена Мейера Гуггенхайма. Эмигрировав в США, он занялся торговлей, а затем разрабатывал серебряные, свинцовые и медные копи.

В своей постройке Райт постарался воплотить идею органической архитектуры, которая развивается естественно, как растение. Открытый атриум дает возможность видеть разные части здания одновременно. Внутренняя спираль здания напоминает раковину моллюска с отсеками, свободно перетекающими один в другой Волнообразные и спиральные архитектурные мотивы видны и в интерьере здания.

Соломон был неравнодушен к абстракционизму и предложил Райту выстроить отдельное здание для музея современной живописи. При этом он настоял, чтобы музей был расположен в Нью-Йорке. Райт выбрал место поближе к Центральному Парку - клочку естественной природы в лабиринте огромного мегаполиса. Для реализация этого проекта потребовалось более 35 лет.