Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Фолькеркское колесо

  Это первый в мире поворотный вращающийся подъемник кораблей, построенный в Шотландии, в городе Фолькерк и ставший символом новаторской инженерной и архитектурной мысли. Он работает с поразительной эффективностью, поднимая суда из одного канала и опуская в другой с минимальными энергозатратами. Кроме того, сооружение потрясающе красиво и воспринимается как огромная движущаяся скульптура.
В 1998 г. было принято решение запустить «Миллениум Линк» — проект возобновления судоходства по каналам Шотландии. Предстояло решить весьма сложную с инженерной точки зрения задачу: обеспечить возможность перемещения судов из рек Форт и Клайд в Юнион-кэнал в Фолькерке. Перепад высот между этими водными артериями составляет 35 м. Когда-то для перемещения судов применялась цепочка из 11 шлюзов, демонтированных в 1933 г. после прекращения использования каналов. Вместо восстановления старой громоздкой инженерной системы был предложен проект, сторонники которого пригласили творческую группу — архитекторов и инженеров — разработать более интересный и современный путь решения проблемы судоходства по каналам. Рассматривались многочисленные варианты — от гигантского «чертова колеса» до поворотных площадок, однако после трехнедельной дискуссии ее участники остановились на принципе подъема-спуска судов. Строительство комплекса началось летом 2000 г., а в мае 2002 г. колесо было пущено в эксплуатацию.



Как работает сам механизм

  Эффективность работы Фолькеркского колеса основана на законе Архимеда. Когда судно оказывается внутри стальной гондолы, оно вытесняет соответствующий своей массе объем воды, и внутри гондолы сохраняется постоянная масса - 430 т Энергия 10 гидравлических насосов приводит в действие небольшой электромотор, соединенный с зубчатым колесом 8 м в диаметре, закрепленным на крайней опоре акведука. Планетарный механизм удерживает гондолы, обеспечивая абсолютную устойчивость судов во время перемещения.

Колесо настолько тонко и точно сбалансировано, что потребляет всего 1,5 кВт электроэнергии (столько же требуется для кипячения воды в двух электрочайниках).
Стальная конструкция состоит из пяти секций, соединенных с помощью 15 тыс. вручную завинченных гаек.
В 2004 г. сооружение посетили 450 тыс. человек.




Искусство и инженерное дело

По замыслу создателей система должна была не только приносить практическую пользу, но и создавать ощущение «театрального действа». С верхнего уровня Юнион-канал суда по 145-метровому туннелю перемещаются на акведук длиной 300 м, который, кажется, выныривает из холмистой местности и укреплен на пяти бетонных столбах.
С борта судна создается впечатление, что акведук висит в воздухе. Только при взгляде снизу понятно, как действует система. Акведук заканчивается стальной гондолой — способной вместить два судна длиной по 20 м: входы в гондолу с обеих сторон закрыты шлюзами. На нижнем уровне другая гондола принимает судно из Форт и Юнион-канал. Шлюзы закрываются, и происходит перемещение гондол. Оборот в 180° гондолы совершают за 15 минут. Затем каждое судно следует своим курсом, а гондолы готовы принять новые суда.