Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Знаменитые архитектурные творения нашего мира

  Архитектура является любопытнейшим явлением человеческой цивилизации.
Древнеримский инженер и строитель Марк Витрувий в I в. до н.э. справедливо заметил, что в ее основе лежат соображения прочности, пользы и красоты. Это верно, однако столь прагматичный подход явно не способен объяснить разительные различия в стилях архитектурных сооружений, которые появлялись в разных странах и у разных народов. Своими очертаниями и скульптурным убранством древние храмы Индии никак не соотносятся с великими пирамидами Гизы и Мезоамерики. Величественные сооружения, которые строили древние кхмеры, совершенно не похожи на ажурные конструкции китайских пагод. К готическим соборам Европы, строительство которых продолжалось порой веками, вряд ли приложимо понятие целесообразности. Феномен архитектурного стиля возникает на стыке традиций, технических возможностей, определенного строительного материала, а также религиозных и светских идей, порожденных обществом. Нас удивляют способности каменотесов древней цивилизации инков, однако они вряд ли были выше возможностей древних египтян. Различия в зодчестве этих народов в большей степени порождены разницей в их культурах и верованиях. Для того чтобы максимально полно воспринимать любое архитектурное сооружение, недостаточно владеть специальной строительной терминологией, которая используется для его описания. Необходимы знания в области истории и религии. Тогда станет понятной связь храмов Древнего Рима с постройками эпохи Возрождения, а плавные линии китайских храмов расскажут об эстетике восприятия природы жителями Поднебесной империи. Вторжение мавров на юго-запад Европы связано в архитектуре с появлением синтетического стиля мудехар, а феномен возникновения и эволюции стиля ампир отчасти вызван политическими потрясениями, порожденными Великой французской революцией.
Не менее интересна эволюция архитектуры XX в. Пройдя через период эклектики модерна, она устремилась в новые области, порожденные современными техническими достижениями. На фоне глобализации и стирания непреодолимых барьеров между различными культурами возникает новая архитектура, которая больше черпает из эстетики природных форм, нежели отталкивается от накопленного строительного опыта предыдущих поколений. Предвестником таких тенденций были Антонио Гауди и Лусио Коста.
Книга, которую вы открыли, рассчитана на широкий круг читателей. Она является своеобразным проводником по удивительному миру архитектуры. Издание повествует о главных архитектурных стилях мирового зодчества, рассказывает об их эволюции и об истории создания наиболее интересных построек Древнего Египта и Древней Месопотамии, Доколумбовой Америки, Древней Греции, Древнего Рима, Византии, Древней Индии, Древнего Китая и Японии. Вы познакомитесь с лучшими образцами сооружений эпохи Возрождения, готической архитектуры, барокко и рококо, архитектуры ампира, эклектики, модерна, а также удивительными достижениями современной архитектуры.
В 1989 г. в центре так называемого двора Наполеона в Лувре было закончено строительство стеклянной пирамиды, возведенной по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея. Четкость и строгость ее граней и плоскостей составляют интересный и разительный контраст с пышными архитектурными формами бывшей резиденции французских королей. Пирамидальные конструкции ассоциируются у нас, прежде всего, с зодчеством Древнего Египта. Его удивительный феномен связан с религиозными воззрениями египтян. Археологи могут многое рассказать об особенностях древних жилых построек жителей долины Нила. Однако производят впечатление не эти скромные жилища, сложенные из кирпича-сырца, порой укрепленного измельченными стеблями папируса и лотоса.
Свой вклад в историю мировой архитектуры Древний Египет внес благодаря своим заупокойным каменным храмам. Прочность строительного материала, из которого они возводились, соответствовала крепости веры египтян в загробную жизнь после смерти. Культ умерших породил каменные гробницы- мастаба.
В начале эпохи Древнего царства (XXX в. до н. э.) наиболее важной их частью были подземные погребальные камеры. Над землей возвышалось лишь небольшое сооружение с прямоугольником стен и плоской кровлей. Скромный каменый декор в нем как бы повторял формы деревянного сооружения. Очевидно, что развиваться вглубь такая конструкция вряд ли могла. Поэтому вскоре царские гробницы начали расти вверх, приобретая форму ступенчатой пирамиды. Затем очень быстро, по историческим меркам, совершился скачок к идеальной геометрической форме с абсолютно гладкими плоскостями. Величественные пирамиды Гизы были не просто гигантскими геометрическими формами, но и зримым воплощением магической силы фараона, которая продолжала оберегать страну и после его кончины. Рекорды объемов пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина поставили своеобразную точку на эволюции сооружений этого типа. Их возведение ложилось слишком тяжелым бременем на экономику страны. Не случайно в длинной истории Египта строительство пирамид возобновлялось во времена очередного экономического подъема государства. Дальнейшее развитие архитектуры Древнего Египта было связано с храмами, которые вначале возводили при пирамидах. Именно они породили гигантские пилоны, многоколонные гипостильные залы и аллеи, украшенные фигурами сфинксов. Впервые в истории архитектуры древние египтяне стали придавать верхней части колонн форму бутона или цветка. Это был своеобразный «зачаток» пышных капителей коринфских колонн Древней Греции. Оригинальным изобретением египтян можно считать и каменные стреловидные обелиски, которые украшали вход в храм. Многие из них позже были вывезены в Европу и в Новый Свет. Монумент Вашингтона в столице США своей формой практически повторяет обелиски времен египетского фараона Рамсеса II.