Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохристианское зодчество IV - VII веков
продолжение, часть третья

  В 60-е гг. IV столетия персидские войска вторглись в Армению, «взяли также город Вагаршапат, срыли, разрушили его до основания... Во всем городе не оставили ни одного дома, все сломали и разрушили», — сообщает Павстос Бузанд (V в.). Воцарившись, Пап (369-373) прогоняет персов, и, вслед за этим, патриарх св. Нерсес Великий (353-372) «стал вновь отстраивать те места, которые были разрушены врагами». Он «всюду строил церкви, обновлял разрушенные, восстанавливал и исправлял нарушенные порядки» . Несомненно, что среди прочих мест был восстановлен и Вагаршапат с его церковными постройками. С.Х. Мнацаканян полагает, что восстановление собора было «частичным» и поэтому он вскоре потребовал более основательных работ. Локальному характеру ремонта католикоса Нерсеса могли способствовать разоренное состояние страны и трения, а затем и явная вражда между Церковью и царем Папом.
Весьма близким к истине представляется сообщение, до последнего времени приписывавшееся Самуэлу Анеци, о том, что католикос св. Саак Партев (388-439) «возвел из чисто отесанных камней мартирии в городе Вагаршапате. Восстановил дом Бога, то есть святую церковь, которую основал великий Григор там, где было указано ему во сне...». Хронологический разрыв между событием и летописным сообщением сам по себе не позволяет отрицать истинность сведения хотя бы потому, что о строительной деятельности св. Саака — о восстановлении мартириев близ Вагаршапата, — сказано в хронике Себеоса. Считая сообщение о работах св. Саака на соборе правдоподобным, С.Х. Мнацаканян правомерно видит эту предприимчивость католикоса в череде его других начинаний, важнейшее из которых — организация работ по созданию армянской письменности в самом начале V в. Наиболее благоприятным временем для строительства в Вагаршапате при католикосе Сааке можно считать первое двадцатилетие царствования Врамшапуха (388-414): в 408 г. власть царя ограничивается, а с 410 г. усиливается борьба внутри церкви. Но наиболее предпочтительным моментом для активизации церковного строительства выглядит время правления в Византии императора Аркадия (395-408), когда между ним и шахским дворцом установились дружественные связи, что в Иране привело к потеплению по отношению к христианам. Как раз это время включает годы деятельности царя Врамшапуха, патриарха Саака и Месропа Маштоца по созданию армянской письменности. Временем около 400 г. возможно датировать рельефы на северной стене собора, создание которых, судя по их содержанию, было непосредственно связано с формированием архитектурного пространства храма.
Через несколько лет после переезда католикосата в Двин, «храбрый зоравар (воевода) Армении Ваан Мамиконян прибыл затем в город Вагаршапат... совершая обычное паломничество и литургию в святой церкви католике, которую (в которой) с особой роскошью с основания восстановил устаревшее дело (творение) своих предков», а оттуда уже отправился в Двин». Событие это, изложенное современником Ваана — Лазаром Парпеци, — произошло незадолго до назначения Ваана марзпаном Армении, но уже после победы над персами, следовательно, в 484 г. Ваан Мамиконян в это же время основывает в Вагаршапате и крупный монастырский центр, объединяющий собор и прилегающие к городу общины и назначает его блюстителем Лазара Парпеци. Исследователи Эчмиадзина считали реконструкцию 480-х гг. кардинальной и это мнение укрепилось после раскопок и зондажей 1950-х гг., когда было выяснено, что и внутри собора значительная часть конструкций согласуется с архитектурой V в. Однако В. Григорян на основе двух выражений сообщения Лазара Парпеци: «с основания восстановил» и «устаревшее дело предков своих» утверждает, будто сообщение Лазара относилось к восстановлению не здания, а церковного устройства и, во всяком случае, не считает возможным перестройку собора в эти годы с самого фундамента. Очевидно, что приведенные исследователем выражения хроники оторваны от контекста. Речь, безусловно, идет о соборе, на что указано в том же предложении, и, к тому же, «с особой роскошью» (с великолепием) можно было восстанавливать здание, но никак не церковное устройство. Именно последний вид деятельности не соответствовал светскому статусу Ваана. Возможно также, что, говоря о его предках, Лазар имел в виду представителей рода Григория Просветителя. После смерти последнего из них — Саака Партева, — породнившиеся с ними Мамиконяны наследуют вотчины рода Просветителя. Следовательно, в сообщении Лазара содержится ценная информация о значительных работах на храме. О восстановлении тем же Вааном «больших церквей в Вагаршапате, Двине, Мзрайке и во многих других местах Армянской земли, которые были разрушены персами», пишет и епископ Себеос (VII в.). Из другого сообщения Лазара — о сожжении низкими людьми (его врагами) «деревянной части церкви» Вагаршапата, можно предположить о наличии у собора деревянных перекрытий, что подтверждается и следующими летописными данными. Согласно Себеосу, католикос Комитас «снес и деревянное перекрытие святой Католике, отремонтировал ветхие стены, построил каменное перекрытие».
В более поздней хронике католикоса Ованнеса Драсханакертци (X в.) отмечено, что Комитас «...разрушил деревяннокрытый купол святой Католике, что в городе Вагаршапат, построив его благовидными и изумительного вида тесаными камнями».
Хронологически в обеих летописях эта работа следует за строительством храма Рипсиме 618 г. С другой стороны, нам известно, что в 624 г. был основан храм в Багаране, архитектура которого, по оценкам многих исследователей, восходит к Эчмиадзину и строительство которого было вызвано реконструкцией собора Комитасом. Следовательно, ремонт Эчмиадзина можно датировать временем между 618 и 624 гг. и условно можно обозначить датой около 620 г.
Начиная с VIII столетия роль Вагаршапата, видимо, резко падает. Храм и монастырь возрождаются с середины XV в., в связи с возвращением сюда католикосата Армянской церкви, а в XVII-VIII вв. предпринимаются крупномасштабные строительные работы. О.Х. Халпахчьян считает необоснованным предположение Т. Тораманяна об отсутствии изменений на храме с середины VII до начала XVII в., «поскольку, по историческим сведениям, собор Эчмиадзин в этом тысячелетии неоднократно разрушался и восстанавливался». Тем не менее, при постепенном обветшании постройки, соответствующих строительных работ не проводилось. Это не удивительно, если учесть незначительность церковного строительства на Араратской равнине в эпоху развитого средневековья, где со времен арабского владычества долго сохранялось мусульманское политическое образование с центром в Двине.
Известно, что в Средние века здание собора существовало в целостном виде. По Асохику, арабский военачальник Абуль-Адж велел стащить с купола Эчмиадзина крест. После возвращения католикосата в Вагаршапат в 1441 г. кафедральный собор еще многие десятилетия не ремонтировался и постепенно ветшал. О состоянии постройки в начале XVII в. и о восстановительных работах , произведенных епископом Мовсесом в 1627 г. (католикос в 1629-1632 гг.) и католикосом Филиппосом (1632-1655) повествует Аракел Даврижеци. Первый фрагмент этой хроники, представляется исключительно важным для понимания не только характера ремонта 1627 г., но и остатков форм предшествующего, то есть ранне-средневекового здания, которые должны были сохраниться и после произведенных Мовсесом работ. Этот фрагмент привожу в собственном переводе, осуществленном на основе перевода Л. А. Ханларян, детали которого, не совпадающие с моим пониманием текста, приведены курсивом в скобках:
«Ладана не курили, ибо не было ни ладана, ни кадильниц. А мощеный пол церкви весь был изрыт и превратился в гнездо гадин и пресмыкающихся; большие окна [храма] все были открыты настежь, решеток не было, и птицы, проникавшие внутрь, заполняли церковь пометом...
С внешней стороны глава (купол) собора, и вся кровля, и поверхность камней была разрушена, и камни выпали, и камни подножия стен были раздроблены и продырявлены (поверхность стен была разрушена и камни извлечены [из своих мест], а каменные плиты пола раздроблены и подточены). Сооружения, возведенные вокруг церкви с давних времен, опять же разрушились и обвалились друг на друга, и столько накопилось земли и золы, что вокруг церкви со всех сторон поднялись [кучи] мусора и земли высотою в семь локтей, так что они совсем закрыли основание и ступени церкви, которые имеются с внешней стороны (примыкавшие к церкви извне).
изнутри храма, имеет алтарное возвышение, примыкающее к повышенному западному рукаву крестово-купольной основы церкви. С трех других сторон она ограничена арочными проемами, западный из которых сообщается со вторым ярусом колокольни. В 1682 г. при католикосе Егиазаре I Айнтапеци над тремя остальными экседрами собора установлены ротонды на колоннах (ил. 7-9), а в 1684 г. осуществлены работы по литургическому устройству и украшению интерьера храма, а также укреплены подкупольные столбы. В 1720 г. собор был расписан известным художником Нагашем Овнатаном79. На протяжение XVIII-XIX вв. оформление интерьера храма поддерживалось и преобразовывалось80. В настоящем исследовании существенно отметить, что в 1868-69 гг. при католикосе Геворге IV Костанднуполсеци к восточному фасаду храма во всю его длину пристроено здание церковно-исторического музея на средства общин России81 (ил. 7), а при ремонте 1888 г. ступенчатый цоколь собора был заменен новым. Здание собора было обмерено в 1909-1910 гг., тогда же художник Вардкес Суренянц предложил научные методы его реставрации. Храм обновлялся в 1914 г., затем, в 1923 г., когда под руководством А. Таманяна и Т. Тораманяна была восстановлена южная экседра, обрушившаяся в 1921 г. Во время капитального ремонта 1954-1959 г. были укреплены конструкции, надстроена утраченная ротонда над южной экседрой, очищены и дополнены росписи внутри храма. Новая расчистка и частичное подновление росписей произведены к 1700-летию утверждения христианства в Армении.


1 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8