Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Общее ознакомление о Крепостях, замках и дворцах
(продолжение 3)


Это позволяло также одновременно защищать замок с флангов. Часто расширению замков и оборонительных укреплений начинали мешать старые сторожевые башни, которые приходилось сносить. Этот процесс особенно хорошо виден в истории бельгийского замка Буйон.
Чтобы иметь возможность применять самые разные варианты защиты, уже существующие замки расширяли и перестраивали. Очень редко правитель для защиты своих владений строил на стратегически важных участках укрепления в чистом виде. Самым характерным различием между укреплением и крепостью было то, что укрепления служили только для защиты. Солдаты могли проводить там какое-то время, но условий для комфортабельной жизни там не было. В мирное время они были сравнительно бесполезны, а их содержание обходилось дорого. Строительство фортификационных укреплений с развитием военной техники выделилось в отдельную область архитектуры, где главной целью было создать сооружение, обладающее максимальными защитными качествами.
Замок как произведение искусства.
Дворец дожей в Венеции изначально строился как укрепленный замок, а позже стал дворцом, демонстрирующим морскую и торговую мощь Венеции. Усовершенствование огнестрельного оружия стало важной вехой в истории крепостей и замков. Большинство из них больше не могли обеспечить безопасности, их сдавали или брали приступом. Иногда их переоборудовали в замки, которые становились местом жительства аристократов либо резиденциями светских и духовных правителей.
Дворец дожей в Венеции изначально строился как укрепленный замок, а позже стал дворцом, демонстрирующим морскую и торговую мощь Венеции.

Строительство новых замков начинается в XVI в., с наступлением эпохи Ренессанса. Здания в замке, как и в крепости, группировались вокруг внутреннего двора. Но при возведении отдельных зданий следовали общему плану, строя их по образцу, часто с прямоугольником в сечении. Симметричность флигелей или корпусов замка доминировала. Большие строения с четырьмя флигелями, как в Ашаффенбурге, скорее являлись редкостью. Жилые помещения, хозяйственные и репрезентативные помещения, как и в крепостях, в зависимости от размеров замка могли располагаться в отдельных корпусах замка или находиться в одном. Праздничные залы и жилые комнаты перенесли на первый этаж здания и соединили с цокольным этажом многочисленными винтовыми лестницами.
В эпоху абсолютизма, начавшуюся после окончания Тридцатилетней войны (1619-1648), типичным феодальным замком, служившим репрезентативным целям, стал барочный замок. Монархи и князья обладали неограниченной властью, решая вопросы религии, природопользования и государственного устройства. Главное понятие этого времени - суверенность, что находит свое выражение и в архитектуре. Типичным для XVII-XVIII вв. становится барочный замок, состоящий из трех корпусов. Все оси корпусов и парковых строений стремились к центральному зданию и были идеально симметричны.
Этот подход наиболее показательно отражается в плане охотничьего замка Ступиниджи. Прототипом, однако, является несравненный, огромный Версаль Людовика XIV. Барочные резиденции - кульминация в истории архитектуры, так как в это время стало возможным осуществление единого замысла комплексного сооружения, на что в предыдущие эпохи не хватало финансовых средств. Такая форма правления, как абсолютизм, давала монархам возможность как самим вкладывать средства в строительство замков, так и возлагать это бремя на плечи народа.
Французская революция привела к тому, что в странах Европы абсолютизм как форма правления постепенно отходил в прошлое, власть становилась более либеральной, и в эпоху классицизма новые замки строились редко, например, Вильгельмсхёе в Касселе.
Под воздействием идей историзма в архитектуре XIX в. использовались все известные до той поры стили. Наряду с роскошными замками появлялись строения, внешне ориентированные на идеализированный образ средневековых крепостей, но больше похожих на замки роскошной отделкой и жилым предназначением. Примером такого замка может быть замок Нойшванштайн. В настоящее время лишь немногие замки сохранили свою функцию официальной резиденции парламента или короля, как, например, королевский дворец в Мадриде. И не всегда резиденции королевских семейств являются самыми выдающимися в архитектурном плане дворцами из имеющихся в этой стране. Так, например, вы напрасно будете искать в этой книге Букингемский дворец, зато встретите Хэмптонский дворцовый ансамбль.
В менее крупных замках сейчас живут потомки тех, кто когда-то принадлежал к правящему классу. Часто им приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы поддерживать свое владение в должном порядке, ведь содержать замок - дорогое удовольствие. Поэтому многие хозяева замков открывают ворота замка для посетителей, организуя экскурсии, открывая рестораны и даже гостиницы.
С течением времени репрезентативные функции замков стали доминировать над оборонительными.
Самые крупные и интересные в архитектурном и историческом плане замки давно уже доступны широкой публике. Эти памятники архитектуры включены во все туристические маршруты, но осмотр их во время сезона стоит нервов, и в большинстве своем не рекомендуется осматривать группой более 60 человек. В таких случаях эта книга станет вам достойной заменой.

С течением времени репрезентативные функции замков стали доминировать над оборонительными.

1 - 2