Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

Общее ознакомление о Крепостях, замках и дворцах


  Крепость, замок, дворец - все эти слова будоражат воображение, в памяти возникают картины виденного когда-то или знакомого по сказкам, детским голливудским фильмам и снам. Новые слова и образы обрушиваются на нас, словно из рога изобилия: зубцы, башни и подъемные мосты, пушки, бастионы, рыцари и доспехи, бут и мрамор, наружные лестницы и сады. Полет нашей фантазии соединяет вещи, которые никак друг с другом не связаны. Рыцарская романтика средневековых крепостей созвучна в нашем сознании с расточительной роскошью замков духовных и светских правителей. Перед мысленным взором возникают образы в самых радостных красках, часто не имеющие никакого отношения к действительности.
Эта статья даст возможность увидеть, какими были крепости и замки на самом деле, как изменялась архитектура в ходе истории, как одни стили сменяли другие. Книга познакомит вас с выдающимися и уникальными памятниками замковой архитектуры, напомнит о холоде и сырости за их толстыми стенами, о владельцах замков, стремившихся продемонстрировать свое величие и подтвердить право на власть, о мироощущении, определявшем пафос барокко.
Задача этой статьи - помочь вам лучше узнать крепости и замки, полюбить экскурсии, не важно, является ли осмотр замков просто предлогом или целью поездки, полюбить вылазки к древним руинам или к замкам правителей, пусть не таким знаменитым, как те, что представлены в этой книге, но все же имеющим с ними определенное сходство. Эта книга откроет вам глаза на красоту не только известных достопримечательностей, но и более скромных старинных построек, поможет разобраться в архитектуре, а главное, увидеть людей новыми глазами, ведь архитектура в итоге всегда отражает эпоху и нравы своих современников. И на примере крепостей и замков это особенно очевидно.

Архитектурные пристрастия правителей на смене эпох

  Крепость - характерный тип постройки средневековой господской архитектуры, причем не только в Европе, но и в Византийской империи.


Фото вверху. Средневековые замки, такие как замок Кока в Испании, служили как для демонстрации силы, так и для защиты, и с развитием техники вооружений постоянно расширялись.

В позднем Средневековье было не менее 30 тыс. крепостей, целью которых являлась демонстрация притязаний на власть высшего и среднего дворянства. Принципы строительства крепостей изменялись в ходе развития военной техники, которая, в свою очередь, давала возможность местным правителям держать под контролем более крупные территории.


Пример крепостных сооружений, изменявшихся в ходе времени: замок Эльц в долине Рейна

Особенное значение имело изобретение пороха и усовершенствование огнестрельного оружия. Большинство старых крепостей не могли больше обеспечить безопасность и постепенно приходили в упадок, оставленные своими владельцами на произвол судьбы. Остальные крепости укреплялись или перестраивались, становясь замками, служившими репрезентативным целям. Такие резиденции нужны были не для защиты от врагов, а только для выражения величия тех правителей, которые считали свое положение достаточно прочным, чтобы запечатлеть это в импозантном внешне строении. Расцвет архитектуры такого рода, без сомнения, приходится на абсолютистское правление Людовика XIV, воплощением которого до сих пор считается Версаль.
Когда в XIX в. политическая власть правящих родов Европы была ограничена в результате демократических изменений, строительство замков в традиционном смысле прекратилось. Ведь наряду с защитными функциями, которые были утрачены уже давно, отпала необходимость и в репрезентативности этих строений. Не было больше безграничной власти монархов, которую можно было бы увековечить в роскоши и великолепии. Несмотря на то что в разных европейских странах демократические изменения происходили по-разному, последствия для замковой архитектуры оказались одинаковыми и по времени, и по сути.
Замки и крепости в XIX в. строились из романтических побуждений и идеализации рыцарства и средневековой романтики крепостных сооружений. Это продукты интереса к истории, заимствование вкусов и стилей прошлых эпох, это сооружения, созданные без насущной необходимости и лишенные своих изначальных функций. Как правило, такие постройки имеют мало общего с настоящими средневековыми крепостями.

Крепость как инструмент защиты

  Предшественниками крепостей в Европе были деревянные крепости-башни, строившиеся в Европе с VIII по XI вв. Их возводили либо на естественных холмах или скалах, либо на холмах, насыпанных вручную. Вход в башню был приподнят, чтобы обитатели крепости могли окопаться в своем убежище, верхняя часть крепости часто выступала, а сама крепость была обнесена деревянным забором. Захватчикам приходилось сначала взбираться по крутому склону, тратя много сил, а наверху их встречали готовые к схватке защитники крепости, и начиналась рукопашная, бой один на один, рыцарь на рыцаря, меч на меч.
Поскольку деревянные крепости часто страдали от пожаров, а также теряли свою значимость в ходе усовершенствования оружия, в Европе их осталось очень мало.
До XI в. доминировали обычные четырехугольные в плане каменные башни (донжоны), которые в дополнение к высокому входу еще и обносились крепостной стеной с наиболее уязвимой стороны. Но и эти первые крепости к началу XII в. утратили свое значение в качестве оборонных сооружений. Началась эпоха классических средневековых крепостей, укрепленных замков, которые возводились в соответствии с определенным планом и были приспособлены к потребностям владельцев и топографическим особенностям той или иной земли. Каждый укрепленный замок состоял из защитных сооружений, хозяйственных построек и жилого дома.
Эффективная оборона начиналась с выбора места для возведения крепости: по возможности их строили на труднодоступных горах или даже скалах. Крепость, таким образом, была почти неприступна, а также видна издалека, свидетельствуя о том, что в этом районе есть правитель, претендующий на господство. Строили крепости и в низинах, и на равнинах. На равнинах защитой для них служили рвы, крепостные стены и собственно стены замка, а также естественные водоемы и рвы, заполненные водой, как, например, у замка Ресфельд.
Отличительным признаком средневекового укрепленного замка являлась центральная (главная) башня, в крупных замках их было даже две. Эта главная башня служила для обозрения близлежащих территорий и последним оплотом, но не для жилья, так как жилых помещений в ней не было, в крайнем случае - помещение для стражников с камином и уборной. К высоко расположенному входу в крепость можно было попасть по приставной лестнице или сходням, реже по каменной лестнице, что создавало препятствия врагу при вторжении в замок. Такие башни строились из бутового камня или грубо отесанных булыжников (квадров или рустов) либо в самом незащищенном месте крепости, либо в ее центре. Толщина стены башни в среднем была от 1,5 до 3 м.


При возведении крепости в Шаффхаузене были использованы труды по фортификации Альбрехта Дюрера: опоясывающие кольцом укрепления дали возможность вести круговую оборону.

2 - 3