Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   





Кровельным материалом служила главным образом черепица, которая укладывалась в раствор и затем закреплялась железными гвоздями. Позднее, по всей вероятности начиная с X века, черепичная кровля на памятниках заменялась каменными плитами. Некоторые памятники VII века, как, например, Кармравор в Аштараке, Мрен, сохранили первоначальную черепичную кровлю.
Дверные проемы перекрывались двояко: либо огромными каменными балками, которые в памятниках раннехристианской архитектуры иногда имели разгрузочные прорези (например, Ереруйк, Егвард, Аван и др.), либо аркой. Арки в памятниках V-VII веков имели преимущественно подковообразную форму.
Характерным архитектурным убранством входов являлся портик, состоявший из парных трехчетвертных колонн с аркой, завершаемой фронтоном. Оконные проемы перекрывались только аркой. На фасаде полукруглые завершения окон имели обрамления; мотивы обрамления или бровок окон церковных памятников V-VII веков служат наглядным примером творческого многообразия и изобразительного мастерства зодчих того времени. Если в более ранних памятниках (Ереруйк, Апаран) обрамления окон делались в виде строгих полос, то уже в бровках памятников VII века установились их канонические формы, богато и многообразно украшенные орнаментами растительного и геометрического рисунка.
Принцип лаконичности наружной архитектурной обработки храмовых построек нарушается только в середине VII века с появлением богато отделанного Звартноца. Уже на некоторых памятниках второй половины VII века (большой храм в Талине, Артикская церковь) под влиянием Звартноца на наружных стенах применена декоративная аркатура, опирающаяся на трехчетвертные колонки. В некоторых памятниках VII века можно видеть фресковую живопись (Звартноц, Двин, Талин, Талиш, многоабсидная церковь в Егварде) и мозаику (Звартноц, Двин).
Мощный подъем строительной деятельности в Армении, имевший место в первой половине VII века, в несколько ослабленном темпе продолжался и во второй его половине, после завоевания Армении арабами, так как зависимость от арабского халифата на первых порах носила еще чисто номинальный характер.
На этом заканчивается первый классический этап архитектуры Армении, этап формирования ее своеобразных самостоятельных черт, выявление ее творческих принципов. С начала же VIII века, когда арабы огнем и мечом покорили страну, их владычество стало настолько тяжелым, что не только приостановило строительство, но и вызвало в Армении тяжелую экономическую разруху. В течение почти двух столетий не было возможности строить; существовавшие же замечательные гражданские и церковные постройки подвергались беспощадному разрушению.
Период арабского владычества вписал наиболее мрачные страницы в историю армянского народу. Продолжительное хозяйничание арабов, их тяжелый гнет, порабощение и разорение страны оставили глубокий след в памяти народа, который воспел героическую борьбу против арабских завоевателей в своем замечательном эпическом произведении "Давид Сасунский".
  Новый подъем и мощный расцвет армянской архитектуры, начавшийся с конца IX века, неразрывно связан с освобождением армянского народа от тяжкого ига арабского халифата, с восстановлением государственности и экономики страны. Этот этап знаменуется развитием городской жизни, придавшей армянской архитектуре новое, более гуманистическое направление. Важнейшим центром развития средневековой архитектуры Армении был г. Ани - столица армянских Багратидов, средоточие экономической, политической и культурной жизни Страны. Архитектура столицы давала тон, основное направление архитектуре во всей стране.
Исходными для нового подъема архитектуры были достижения армянского зодчества предшествующего, доарабского периода. Уже в памятниках, построенных в конце IX и начале X веков, наблюдается тенденция к воспроизведению композиций планов, выработанных в предшествующий период.
В Ширакаване воспроизводится тип купольного зала (Птгни-Аруч); храмы озера Севан напоминают маленькие крестовокупольные храмы VII века (Лмбатаванк). В Ахтамарском храме и церкви Аракелоц в Ани в различной интерпретации и архитектурно-пластическом построении объемов воспроизводится основной тип центрально-купольных крестообразных храмов (Рипсимэ). Церковь Апостолов в Карсе воспроизводит тип храма в Мастаре. В произведениях выдающегося армянского зодчего средневековья Трдата Анийского также воспроизводятся древние композиции планов; храм в Аргине повторяет тип купольных залов, Анийский собор — тип купольных базилик, Гагкашен построен по образцу и даже по размерам знаменитого Звартноца.

1 - 2 - 3 - 4 - 5