Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   





  Композицию планов Двинской кафедральной церкви (608 г.) и большого храма в Талине (вторая половина VII в.) можно рассматривать как синтез плановых форм центрально-купольных храмов и купольных базилик. В этих памятниках к основному объему с восточной, южной и северной сторон, симметрично по отношению к продольной и поперечной осям храма примыкают многогранные объемы абсид.
Весьма оригинальным и самобытным типом храмового зодчества Армении являются купольные залы. Принципиальное отличие их от купольных базилик заключается в том, что здесь четыре пилона, поддерживающие купол, непосредственно примыкают к северной и южной стенам, чем и достиг, нуты единство и нераздельность внутреннего пространства. Стены являются не столько несущими, сколько замыкающими внутреннее пространство элементами, так как основные нагрузки от перекрытия воспринимают пристенные пилоны. Ранним примером купольных залов Армении является храм Птгнаванк, построенный, судя по последним исследованиям, в VI веке. Другим образцом этого типа является Аручский (Талишский) храм, построенный в 60-70-х годах VII века. Весьма интересный купольный тип храмового зодчества Армении представляет Звартноц, построенный в середине (641-661 гг.) VII века.
Совершенно иную плановую и объемную композицию имеет тип много-абсидных храмов Армении, так называемых октогонов. Восемь полукруглых абсид вписаны в многоугольник, углы которого снаружи срезаны треугольными нишами. В VII веке этот тип представлен двумя памятниками: храмом Зоравар, недалеко от Егварда, построенным в 60-70-х годах VII века, и храмом в Иринде, точная дата строительства которого еще не установлена.
Зодчество Армении IV-VII веков богато также памятниками светской и мемориальной архитектуры. Историки перечисляют названия многих замков и крепостей, в которых были монументальные здания, не сохранившиеся, однако, до наших дней. Из этого круга памятников следует упомянуть Амберд, Ани, Ани-Камах, позднее перестроенные и расширенные. Ани, например, в VII веке был княжеским уделом, типичным феодальным замком рода Камсараканов.
Из светских построек, остатки которых открыты раскопками, можно упомянуть Двинский патриарший дворец (V-VI вв.), дворец Нерсеса III при храме Звартноц (VII в.), дворец князя Григория Мамиконяна в Аруче (вторая половина VII в.). Принцип планировки этих дворцовых построек заключался в группировке маленьких комнат вокруг больших колонных залов (Двин) с четким отделением парадной части дворца от подсобной (Звартноц).
Сохранились остатки древних усыпальниц и надгробные памятники, из которых можно отметить точно датированную серединой IV века усыпальницу Аршакидов в Ахце и датируемые VI-VII веками замечательные надгробные памятники в Одзуне и Агуде. К памятникам мемориальной архитектуры Армении следует отнести также многочисленные стелы - предшественницы хачкаров, являющиеся современниками базилик вв.). Сюжетные барельефы этих стел представляют большой интерес.
Памятники светской архитектуры Армении, относящиеся к рассматриваемому периоду, к сожалению, еще недостаточно выявлены и исследованы, однако дошедшие до нас остатки их убедительно говорят о серьезных достижениях и в этой области.
Заканчивая краткий обзор памятников Армении периода IV-VII веков, необходимо сказать несколько слов о строительной технике, конструктивных и архитектурно-художественных средствах, использованных при сооружении рассматриваемых памятников.
Армения обладает разнообразными породами естественных строительных камней, главным образом вулканического происхождения (туфы). Этим объясняется, что в древние и средние века местный естественный камень находил широкое применение в строительстве монументальных сооружений Армении. Архитектурно-конструктивные формы вследствие этого были подчинены основному строительному материалу - камню. Стены воздвигались в виде бетонного монолита, облицованного с наружной и внутренней сторон большими чисто тесанными камнями. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о высоком мастерстве древних строителей Армении в области возведения стен и перекрытий. Многие памятники выдержали испытание временем, особенно тяжелое в Армении из-за частых разрушительных землетрясений. В прочности и устойчивости церковных построек Армении этого периода решающую роль сыграли сейсмостойкость объемно-композиционных решений этих сооружений, а также ряд специальных антисейсмических мероприятий. Таким, например, является получивший в Армении большое распространение тип крестовокупольных, центрических церковных сооружений, где полукруглые абсиды, расположенные на четырех сторонах подкупольного квадрата, выполняют функцию упорных ниш, воспринимающих и равномерно передающих на материк основную нагрузку и силы распора.
Тема купола получила в храмах Армении свое замечательное разрешение. Его объемная форма тектонична, он целиком отражает конструктивную идею, положенную в основу композиции храма. Переход от купольного квадрата к основанию восьмигранного барабана осуществляется при помощи конических тромпов. Посредством системы более мелких тромпов, расположенных внутри барабана, осуществляется переход от восьмигранной формы барабана к круглому основанию купола. Эта ясная конструктивная форма — конический тромп - нашла свое преимущественное применение в памятниках первой половины VII века. В середине же и во второй половине VII века уже наблюдается переход от конических тромпов к парусам.
Остальные перекрытия осуществлялись системой цилиндрических и крестовых (главным образом над угловыми, прямоугольными в плане Приделами) сводов. Наиболее массивные части сводов и куполов облегчались кладкой из легких пород (пемза) или заложенными в бетон глиняными сосудами, служившими одновременно резонаторами.

1 - 2 - 3 - 4 - 6