Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   





Некоторые формы раннехристианской архитектуры перешли в Армению вместе с христианством из Сирии. В отдельных памятниках, большей частью в деталях, заметно влияние сирийской христианской архитектуры. Особенно ярко это влияние проявилось в Ереруйкской базилике.
Базиликальные церковные постройки Армении относятся к IV—VI векам; более точной датировке большинство их не поддается. У армянских историков имеются неоднократные упоминания о наличии деревянных перекрытий в ранних церковных постройках. Эти свидетельства относятся к начальным, ныне не сохранившимся церковным зданиям, ибо дошедшие до нас базилики имели преимущественно каменные сводчатые перекрытия.
Одновременно с базиликальным типом в Армении уже во второй половине V века появляется тип центрально-купольных крестообразных в плане храмов (Эчмиадзинский храм). Однако этот тип достигает своей зрелости лишь в конце VI и, особенно, в первой половине VII века.
Одним из важнейших периодов развития армянского зодчества, временем подлинного расцвета была первая половина VII века, когда благоприятные экономические условия обеспечивали развитие как церковного, так и светского зодчества. В сущности, это был период окончательного формирования феодальной архитектуры Армении, выявления ее основных архитектурно-художественных и конструктивно-строительных принципов.
Принципы, разработанные в указанный период, прочно легли в основу дальнейшего развития армянского зодчества. В этом смысле VI-VII века можно считать периодом классической архитектуры Армении. Правдивость образов, единство архитектурно-конструктивных форм, плановой и объемной композиции, исключительная тектоничность плоскостей и объемов, богатство средств разработки плоскостей, многообразие типов, смелость конструктивных решений и, наконец, большой художественный такт отличают большинство памятников этого времени. Широкое понимание задач архитектуры привело к созданию весьма разнообразных по типу храмов. На примере богатства типов храмовой архитектуры Армении VII века можно воочию убедиться в огромных творческих дарованиях зодчих этого времени.
Помимо перечисленных выше типов раннехристианских храмов и главным образом на их основании в течение VI-VII веков разрабатываются типы: крестообразных центрально-купольных храмов с вариантами; купольных базилик с вариантами; купольных залов; многоабсидных храмов и круглых трехъярусных храмов. Некоторые из перечисленных выше типов разрабатывались в тесном творческом содружестве с соседней Грузией, зодчество которой развивалось в аналогичных политических социальных и экономических условиях.
Тип центрально-купольных построек Армении весьма разнообразен и богат. Более ранние памятники, построенные в конце VI и начале VII веков (Аванский храм), представляют собой пример предельно ясной плановой и объемной композиции. Форма креста вписана в прямоугольник, вытянутый с запада на восток; наружные стены еще не имеют треугольных ниш, несколько позже ставших основным архитектурным мотивом, указанного типа.
Появление более совершенных типов центрально-купольных построек относится к началу VII века. Храм Рипсимэ в Эчмиадзине (Вагаршапате) построенный в 618 году, является лучшим образцом этого типа в Армении. В отличие от храма в Аване плоскости всех четырех фасадов храма Рипсимэ обработаны мощными вертикально члененными нишами, обогащающими богатой светотенью простые и лаконичные фасады. Важно отметить исключительную тектоничность указанных ниш. Наряду с бесспорным архитектурно-художественным эффектом они значительно облегчают стены в их наиболее массивной части. Храм Рипсимэ монументален, он действует своим величественным, уравновешенным и пластически богатым объемом.
Небольшой по размерам храм Таргманчацванк в с. Айгешат того же района (недалеко от Эчмиадзина), от которого сохранились лишь незначительные развалины, является памятником, непосредственно связанным с храмом Рипсимэ. В остальных памятниках VII века (Адиаман, Сисиан и т. д.) та же самая тема разработана в несколько иной интерпретации. Весьма своеобразны и оригинальны храм в Мастаре и подобные ему храмы в Артике и Воскепаре.
Не меньший интерес представляет другой вариант центрально-купольных храмов Армении. Речь идет о построенных в VII веке небольших храмах Лмбатаванк в Артике, церквах Камсараканов в Талине, Кармравор в Аштараке, Степаноса в с. Кош, Манканоц у Ошакана, в Аламане, Агараке, Бджни, Ариндже. Этот вариант центрально-купольных храмов представлен большим количеством сооружений, возведенных главным образом в VII веке.
Тип купольных базилик, построенных в VII веке, представлен Одзунским храмом, храмами Гаяне в Эчмиадзине (630 г.), в Мрене (639 г.) и грандиозным храмом в Багаване (639/640 г.). Прототипом для них, очевидно, служил Текорский храм, переделанный, по мнению Т. Тораманяна, позднее в купольную базилику. Типичным для купольной базилики, а также и для купольного зала является базиликальный разрез.


1 - 2 - 3 - 5 - 6