Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   





О Тигранакерте — новой столице Армении, основанной Тиграном II на одном из притоков р. Тигр, имеются неоднократные упоминания как у греческих и римских (Страбон, Аппиан), так и у армянских (Моисей Хоренский, Ф. Бузанд и др.) историков. Судя по описаниям, Тигранакерт строился по принципу эллинистических городов, куда наряду с армянским населением, с представителями его знати, Тигран II в принудительном порядке переселил и жителей завоеванных им эллинистических городов Малой Азии. Он собрал вокруг себя выдающихся представителей эллинистической культуры (риторик Амфикрат из Афин, известный писатель и философ Метродор Скепсийский и др.). В Тигранакерте был театр, в котором ставились трагедии на греческом языке. Известно, что преемник Тиграна II царевич Артавазд был автором поэм и трагедий.
По тем же сведениям, Тигранакерт был окружен мощными крепостными стенами высотой в 50 локтей. Стены имели такую большую толщину, что в них размещались конюшни конницы Тиграна и склады. Внутри города была неприступная цитадель. Вилла Тиграна находилась за пределами города. Вокруг его прекрасного дворца простирались парки, заповедники для охоты, пруды для разведения рыбы. Здесь же он соорудил мощную крепость. Местонахождение Тигранакерта определяется наукой у современного города Фаркин, где сохранились значительные остатки крепостных стен и других сооружений.
Эллинистическая культура отразилась и на официальной религии армян: происходило отождествление местных языческих богов с греческими. В языческие храмы Армении Тигран II велел поставить статуи греческих богов, взятые им из стран Малой Азии. Эллинистические традиции могли найти своеобразное отражение и в храмовом зодчестве языческих армян. Отдельные находки на территории Армении (большой клад монет эллинистических государств, найденный в 1946 году в с. Сайбалу Сисианского района), греческие надписи и архитектурные фрагменты с явно выраженными чертами античного зодчества дают основание предполагать распространение в Армении эллинистической архитектуры, памятники которой пока недостаточно исследованы.
Несмотря на развитие в Армении эллинистической культуры, она все же не охватила всех слоев населения страны, не проникла в широкие народные массы. Она была достоянием правящих кругов, имела ревностных приверженцев преимущественно среди представителей двора и частично среди земледельческой и военно-рабовладельческой знати. В широких же народных массах преобладала культура, унаследованная от предков.
С I века н. э. в Армению из Сирии и стран Малой Азии, где еще долго держались традиции античного искусства, проникает влияние римской архитектуры. На территории Армении сохранился один из выдающихся памятников греко-римской архитектуры — построенный в I веке языческий храм в крепости Гарни, представляющий собой периптер римско-ионического ордера на высоком подиуме.
Выдающиеся произведения эллинистическо-римской архитектуры — языческий храм в Гарни и другие памятники античного зодчества, не дошедшие до нас,— сыграли важную роль в процессе формирования армянской архитектуры периода раннего феодализма, обогатив ее лучшими традициями античности.
К сожалению, архитектурные памятники языческих армян, отразившие влияние античного зодчества, сохранились плохо, чему причиной, как об этом свидетельствуют древние армянские историки, явилось христианство. Многие прекрасные памятники языческих армян, главным образом храмы и их утварь, стали жертвами фанатизма христианских проповедников, которые, с утверждением в Армении в начале IV века христианства, беспощадно разрушали и уничтожали памятники, связанные с язычеством. У древних историков имеются упоминания о разрушении языческих храмов на Севане, в Аштишате и других местах Армении.
  Формирование армянского зодчества хронологически совпадает с периодом развития раннехристианской архитектуры Армении.
Некоторые памятники раннехристианской архитектуры Армении, как например, Диракларская однонефная, Апаранская (Касахская) трехнефная базилики и др., по мнению исследователя армянской архитектуры Т. Тора-маняна, первоначально являлись языческими храмами и лишь затем были приспособлены к требованиям христианской церкви. Проблема связи языческой храмовой архитектуры Армении с христианской до сих пор недостаточно исследована.
Раннее церковное зодчество Армении представлено преимущественно однонефными и трехнефными базиликальными зданиями. Как первый, так и второй тип церковных построек встречаются в Армении в двух вариантах — с наружной галереей и без галереи. Примерами однонефных базилик, покрытых цилиндрическим сводом, имеющих с одной стороны наружную галерею, являются Карнаутская (Диракларская) и Танаатская базилики. У однонефной Одзунской базилики наружная галерея пристроена позже. Ереруйкская базилика и Текорский храм имели наружную галерею с южной, западной и северной сторон. Наличие наружной галереи в виде аркады в базиликальных церквах раннего периода, повидимому, не совсем отвечало климатическим условиям Армении; поэтому в дальнейшем строители отказались от них. Сохранились как однонефные (Егвард, Гарни, Ширванджук и т. д.), так и трехнефные (Аштарак, Егвард, Цицернаванк) базилики без наружной галереи.

1 - 2 - 4 - 5 - 6