Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   





  К кругу рассмотренных памятников можно отнести также и первые памятники монументальной скульптуры — огромные каменные изображения рыб, или вишапы, связанные, повидимому, с культом воды. Аналогичные памятники найдены и на территории Грузии. Общность культуры племен Закавказья подтверждается и другими археологическими материалами. В этом отношении большой интерес представляют находки, сделанные в раскопанном в 1948 году погребении в г. Кировакане, имеющие сходство с памятниками погребений Триалети (Грузия).
Период, последовавший за образованием на Армянском нагорье урартского военно-рабовладельческого государства (IX-VII вв. до н. э.), отмечен более высоким развитием строительной техники, значительно обогатившим строительные приемы местных племен. Об этом свидетельствуют замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся в центре урартского государства - в Тушпе (г. Ван).
Для закрепления господства над племенами Армянского нагорья урартские цари создали в стране широкую сеть стратегических пунктов - крепостей, в которых сосредоточивали свои гарнизоны. На территории Армении сохранилось большое количество остатков оборонительных сооружений урартов; некоторые из них благодаря оставшимся клинописным надписям датируются довольно точно. Таковы, например, крепости в Армавире, Эларе, Нор-Баязете, Арин-Берде, Цовинаре, Кармир-блуре и т. д.

Highslide JS
Караундж - Сюник, Армения

Из исследованных памятников этого периода наиболее выдающимся, несомненно, является Кармир-блур, где в настоящее время производятся раскопки. Теперь уже на основании многих весьма ценных археологических находок установлено, что крепость Кармир-блур, или, как называли ее урарты, Тейшебаини, была резиденцией урартских наместников и сооружена в VII веке до н. э. Весь комплекс состоял из цитадели, обнесенной системой мощных крепостных стен, и города, находившегося южнее и западнее цитадели. Принцип, примененный при строительстве крепости Кармир-блур, весьма характерен для всех крепостных сооружений, возведенных урартами на Армянском нагорье. Для строительства крепостей, как правило, по стратегическим соображениям выбирали холмы, удобно расположенные на пересечении магистральных дорог и имеющие широкий кругозор, открытый в сторону долин, с таким расчетом, чтобы из одной крепости была видна другая.
Армянский народ, сформировавшийся на той же территории после падения Урарту, унаследовал не только памятники его культуры, но также и древние архитектурно-строительные традиции урартов. Свое большое мастерство обработки камня, высокое искусство создания скальных храмов армянский народ в значительной мере унаследовал от урартов. Урартская архитектура вошла ценным вкладом в сокровищницу армянского зодчества.
  Памятники, относящиеся к эпохе формирования армянского народа (VII-III вв. до н. э.), пока не исследованы. О них имеются лишь некоторые сведения у древних историков. Интересные данные об армянском народном жилище того времени содержатся в описаниях Армении, приведенных в «Анабазисе» Ксенофонта. Эти сведения относятся к периоду, когда родовой строй разложился и образовались сельские общины. На юге Армении Ксенофонт видел жилища башенного типа. В деревнях северной Армении люди жили вместе с домашними животными в подземных домах, имевших в перекрытии световое отверстие, одновременно служившее входом - спуском в жилище, с использованием, по мнению Ксенофонта, приставной лестницы. Для домашних животных имелся специальный вход с пандусом.
По описаниям Ксенофонта можно проследить ранний этап развития армянского народного жилища, который является прототипом более развитого архитектурного организма-глхатуна, имеющего общие черты с грузинским дарбази, и жилищами некоторых других народов.
В III-II веках до н. э. в Армении начинается развитие эллинистической культуры. Первыми эллинистическими центрами Армении были Армавир, Ервандшат, Ервандакерт и Арташат (в Араратской долине), Аршамошат и Каркатиокерт в Цопке или Софене.
Развитие эллинистической культуры в Армении с нарастающей силой продолжалось после образования армянского государства. При первом царе Великой Армении Арташесе (189—160 Тт. до н. э.) на Араратской равнине, на берегу реки Араке, была основана столица Армении—Арташат, которая, судя по описаниям историков (Плутарх, Страбон, Моисей Хоренский и др.), переняла черты эллинистических городов. У Плутарха приводится версия об участии в качестве советника при основании города Арташат Ганнибала из Карфагена (который, по его сведениям, в то время скрывался в Армении).

Highslide JS
Караундж - Сюник, Армения

Эллинистическая культура еще интенсивнее развивалась при армянском царе Тигране II (95—55 гг. до н. э.), который вел многолетнюю борьбу против римской экспансии на Востоке и своими завоеваниями в Малой Азии и Сирии расширил территорию Армении от Каспийского моря до Средиземного и от северной границы Египта до римских владений в Малой Азии. Столица Арташат осталась на окраине огромной монархии Тиграна и не могла уже выполнять свои прежние функции. Возникла необходимость в новой столице.

1 - 3 - 4 - 5 - 6