Архитектурные
статьи



История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело






 
   

История армянской церковной архитектуры

  Проникновение христианства в Армению в основном шло с юга, из Сирии. Первые переводы богослужебных книг были сделаны с сирийского текста, что нашло отражение и в вещественных памятниках, как это можно видеть на каменном барельефе в нише южной стены а ни некой дворцовой церкви, где в полном соответствии с сирийской версией библии изображена сцена жертвоприношения Авраама".
В IV в. христианство стало государственной религией в Армении и архитекторам пришлось заняться строительством церквей. Хотя на первых порах шло повсеместное разрушение языческих святилищ, некоторые из них, уцелев, могли быть приспособлены для христианского богослужения. Но, конечно, такое решение могло носить только временный характер, и довольно скоро начали появляться специально построенные здания.

К числу приспособленных под церкви языческих святилищ Т. Тораманян и И. Стржиговский относили разрушенную ныне церковь в Диракларе, основываясь, между прочим, на прямоугольной якобы форме первоначального алтаря". На самом деле в Диракларе никакого прямоугольного алтаря не было, и новая облицовка абсиды приложена в I861 г. к первоначальной, тоже полукруглой абсиде. Это было точно установлено детальным обследованием алтарной абсиды, произведенным нами в 1941 г. Кроме Дираклара, Т. Тораманян был склонен усматривать и в первоначальной текорской базилике перестройку из языческого храма. Подобные предположения имеются также в исследовании А. Саиняна о касахской базилике и К. Кафадаряна о двинской.
Но спрашивается, почему все эти здания так точно ориентированы по христианским правилам е запада на восток, тогда как единственный известный нам языческий храм в Гарни расположен главной осью с севера на юг? Это - существенный аргумент против мнения, выдвинутого названными исследователями. Мы считаем, что все отмеченные памятники были сооружены заново, как церкви после утверждения христианства.
Сирийские истоки христианства в Армении наложили известный отпечаток на первые сооружения христианского культа. Так, в скромной полуподземной усыпальнице IV в., сохранившейся до наших диен в Ахце на южном склоне Арагаца, о которой упоминает Моисей Хоренский, есть много общего с подобными сирийскими усыпальницами, например, в Миджлейа (IV в. н. э. ). Как и там, усыпальница в Ахце представляет в плане крест (но с абсидой), в боковых крыльях которого было устроено подобие саркофагов, украшенных на лицевой стороне барельефами; для спуска ко входу в скале пробит дромос.
По нашему мнению, нет оснований и необходимости отрицать сходство некоторых ранних христианских памятников Армении с сирийскими образцами (в основном во внешнем убранстве), так как это сходство отнюдь не умаляет ни их художественных достоинств, ни выдающихся дарований армянских мастеров, и объясняется, конечно, не низким уровнем строительного искусства и архитектурной мысли, а новизной архитектурной темы, обусловленной специфическими особенностями непривычной еще для армян христианской церковной архитектуры.
Первые церкви, судя по сохранившимся памятникам, представляли из себя продолговатую залу с деревянным перекрытием, заканчивавшуюся в восточной части алтарной абсидой. Абсида чаще всего бывает скрыта в прямоугольнике стен, но встречаются и постройки, в которых она выступает наружу из восточной стены, имея граненое очертание. В некоторых из «их однонефных церквей стены внутри разбиты на части простыми прямоугольными пилястрами, что указывает на то, что деревянное перекрытие, в них было заменено сводчатым на подпружных арках (Егварт, Ширванджух, Гарна и др.). В дальнейшем размеры таких построек уменьшаются, помещение для молящихся по ферме приближается к квадрату, и одноиефная церковь перерождается в небольшую сводчатую часовню с двускатной кровлей, сооружение которой становится под силу рядовому жертвователю. Подобные миниатюрные постройки различного художественного достоинства, относящиеся к разным периодам истории армянского зодчества, можно встретить повсюду - в городах и селениях, на кладбищах, на уединенных утесах и холмах.
В Аравусе Сисианского района сохранился в развалинах прекрасный образец однонефной церкви без купола, построенной в V—VI вв., когда эта церковь, по свидетельству историка Стефана Орбелиана, была главной во владениях Сюнийских князей. В пользу такой датировки памятника, известного под древним названием Танаат-ванка, наряду с указанием историка, говорят и особенности самой постройки. Не выступающая наружу алтарная абсида имеет подковообразную арку, украшенную зубцами; вдоль южной стены шла открытая галерея на колоннах, что также характерно для ранних церквей.
Примером однонефной церкви с выступающей пятигранной снаружи, полукруглой внутри алтарной абсидой может служить раскопанная мною в 1958 г. церковь на кладбище в селении Джрвеж. Это - небольшая прямоугольная постройка, размером внутри (без абсиды) - 8,40X4,08 м, с очень толстыми стенами (1,17 м), от которых сохранился внутри только один ряд облицовки из больших хорошо отесанных плит, имеющих высоту 70-75 см. Снаружи стены внизу опоясаны цоколем из трех массивных ступеней, общая высота которых примерно равна высоте первого ряда внутренней облицовки, благодаря чему следующие (не сохранившиеся) ряды облицовочных камней внутри и снаружи находились на одном уровне. Из деталей архитектурной отделки сохранились три камня карниза с крупными зубцами, в том числе один угловой, и каменный брус из обрамления двери с валиком на углу и прямоугольной пилястрой, поддерживавшей декоративную арку над дверным проемом. Все отмеченные особенности позволяют отнести этот ценный памятник к раннему периоду церковного строительства в Армении, вернее всего к V веку.

Говоря о раскопках в Джрвеже, следует упомянуть об очень интересном надгробном памятнике, стоявшем около северо-восточного угла раскопанной церкви, современником которой он является. Хотя это надгробие почти целиком разрушено, сохранившиеся две ступени основания и ряд его частей, лежавших тут же на поверхности земли и найденных при раскопках, позволяют вполне правдоподобно восстановить его былой вид. Основанием служил квадратный стилобат из семи крупных ступеней, число которых восстанавливается по размерам сохранившихся. Стилобат завершался каменным кубом, па котором стояла колонна с базой сложного профиля и нарядно убранной, чехырехгранной капителью, расширяющейся к абаке. Наверху был водружен метровый каменный крест превосходной формы с полупальметами у основания. Общая высота сооружения была около 6,50 м. На джрвежском кладбище таких надгробий было несколько, так как вместе с обломками креста были обнаружены пальметы еще трех видов и размеров. О довольно широком распространении памятников этого типа в рассматриваемое время можно судить по тому, что их стилобаты встречаются во многих селениях. В частности, в Аване, расположенном в 5 км от Джрвежа, нами зарегистрировано три стилобата, из которых один, стоящий у гарнийского шоссе, сохранился снизу доверху, включая и каменный куб. Каменные кресты и капители колонн обнаружены также в Двине. Колонны иногда заменялись восьмигранными столбами. Наряду с церквами в виде удлиненных зал вскоре после утверждения христианства появляются более крупные церковные сооружения - трехнефные базилики.
Из дошедших до нас наиболее древних представителей этого типа прежде всего следует отметить замечательную базилику вЕреруйке, стоящую ныие в развалинах. Эта постройка, воз веденная па мощном основании из шести ступеней, представляла хорошо освещенную просторную залу, разделенную на три нефа двумя рядами столбов Т-образного сечения. Средний неф почти в три раза шире боковых и, судя по уцелевшему углу в средней части западной стены, который можно видеть и на фотографии, до разрушения возвышался над их кровлями. Продольные степы этого нефа были возведены на арках, перекошенных между столбами. В них, вероятно, были окна, освещавшие среднюю часть базилики.

2 - 3 - 4