Архитектурные
статьи



Исторические факты из жизни и творческа Александра Таманяна основанные на архивных документах

История древних армянских архитектурных сооружений в Иерусалиме

История армянской церковной архитектуры

Чудеса мировой архитектуры

Великолепие водного парка Alnwick Garden

Биография и творчество великого архитектора Леон Баттиста Альберти

Филиппе Брунеллески,- кто Он?

Божественное вдохновение требует одиночества и размышления. В истории искусства Микеланджело

История создания одного из архитектурных шедевров ХХ века - оперное здание в Сиднее





 
   

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
ГРЕЧЕСКАЯ АНТИЧНОСТЬ

  В XII в. до а э. дорические народы проникли из северной Греции на юг к Пелопоннесу, на восток к островам Эгейского моря вплоть до Крита и в прибрежные районы Малой Азии. Они разрушали все, что лежало у них на пути:
памятники микенской культуры, художественные произведения ахейцев.
Однако, обнаружив здесь дома-мегароны, переняли их форму, что повлияло в течение тысячелетий на развитие в многочисленных вариациях храмов Греции и Рима.
Мегарон являлся центральным помещением микенского дворца. Построенный в качестве дара по обету терракотовый храм VIII в. дает определенное представление об этом типе сооружения с его крутой крышей над целлой, боковые стены которой выдвинуты вперед (= анты) и образуют с одной стороны открытое пространство - пронаос. В зданиях-сокровищницах архаики, а также и в небольших храмах более позднего периода мы снова находим эту основную форму в виде антового храма, но с парой колонн между антами. В амфиантовом храме появляется зал со стороны заднего фасада (опистодом), но без входа в целлу - Благодаря ряду колонн, стоящих перед входом храма в антах, образуется простильный храм.
Если амфиантовый храм имеет такую же колоннаду и с противоположной стороны, он называется амфипростиль. Однако не они, а большие храмы: периптер и эллинистический диптер, окруженные венцами колонн святилища со вторым главным фасадом, в полной мере отражают наши представления о греческом зодчестве.
Когда в VIII и VII вв. до н. э. некоторые города Греции превратились в государства, они стали посылать своих колонистов даже к берегам Черного моря, чтобы строить там новые города. На западе они заселили области южной Италии и Сицилии, которым римляне дали общее название Magna graecia - Великая Греция. И сюда они перенеота свои формы храмов и развили их до гигантских размеров с 8-9 фасадными колоннами, наружной лестницей к алтарю, со святилищем-адитоном. расположенным позади целлы и недоступным для народа.
Область восточного Средиземноморья, в которой развивалась греческая культура, велика, разделена морями и раздроблена на острова. До эпохи Александра Македонского и расцвета Рима греки не создали единой нации. Их города-государства зачастую кровно враждовали. Но все они говорили по-гречески, а художественное развитие всегда шло одним и тем же путем. И даже если второй главный фасад изобретен в Коринфе, а ионический ордер долгое время являлся своего рода визитной карточкой островитян и племен Малой Азии, основная схема храмового сооружения повсюду одна и та же. И Акрополь в Афинах ясно показывает, как в V в. до н. э. «местный» дорический стиль непринужденно перемешивается с ионическим.
Общим для греческого искусства является тот факт, что всё ~ от храма до предметов потребления - возникало как заказная работа на религиозном фоне. Даже театр является религиозной сферой, а торжественное театральное представление - богослужением. И перед эллинистическим булевтерием в Милете, зданием городского совета, в переднем дворе стоит алтарь.
Развитие отдельных элементов греческой архитектуры можно последовательно проследить. Так, широко выступающий архаичный эхин дорической капители в классический период стал уже, приземистая архаичная колонна обрела элегантную стройность, ее ранее сильно выпуклый энтазис снова вернулся почти к прямой линии. Сложная база ионической колонны, возникшая в Малой Азии, преобразовалась в состоящую из трех частей «аттическую» базу. В такой форме она не потеряла своего значения и в романской архитектуре. Первоначально вытянутое в длину внутреннее пространство целлы к классическому периоду стало несколько короче. Соответственно изменились соотношения числа колонн на боковой и продольной сторонах.
Дорический и ионический ордера возникли в архаическую эпоху на фоне развития архитектурного искусства тех или иных племен. Только коринфская капитель является изобретением классической эпохи. Ее создателем называют Каллимаха. В период классики ордера стали смешивать. Например, в Пропилеях Акрополя 457-431 до н. э. рядом стоят дорические и ионические колонны. Коринфский ордер сначала применялся только в интерьерах храмов, впервые в 420 г. до н. э. в целле дорического храма Аполлона в Бассах и непосредственно рядом с ионическими колоннами! Только в раннюю эллинистическую эпоху они появляются на фасадах
Обзор
Геометрическая эпоха
1100-700 гг. до н. э. От архитектуры этого периода мало что сохранилось. Ее название характеризует декоративные формы керамики того времени.
Архаическая эпоха 700-500 гг. до н. э. Микенский мегарон стал прототипом ранних храмов в антах из высушенного на воздухе кирпича и дерева. В VII в. до н. а происходит переход к использованию при строительстве храмов исключительно камня, а с появлением второго фасада и окружения храма колоннами возникает периптер. Целла становится трехнефной и получает пронаос (открытый портик) на востоке, опистодом (открытый зал) на западе (в Великой Греции чаще закрытый зал - адитон). До и после 700 г. до н. э. на Пелопоннесе (Аргос, Коринф) возникают дорический, а на ионическом востоке ионический ордера. Тонкие деревянные колонны заменяются массивными каменными колоннами. Сооружения приобретают монументальные формы.
Классическая эпоха 500-330 гг. до н. э. Тридцатилетие между началом персидской экспансии и появлением на политической сцене Перикла в 459 г. до н. э. называют переходным периодом. Строительство первых образцов раннеклассических храмов началось с сооружения в 471 г. до н. э. храма Зевса в Олимпии.
- Воздвигнутые, начиная с 449 г. до н. а. сооружения в Афинах представляют собой вершину классической архитектуры. В классическую эпоху стали отчасти широко применяться традиционные и новые архитектурные детали и принципы:
- Осевая связь антовых фасадов с третьей колонной на продольной стороне, (сначала в Селинунте на Сицилии, храм G, ок. 520 г. до н. э, однако в классическую эпоху уже не всегда, так.
например, ее нет в храме Зевса в Олимпии, храмах Аполлона на Делосе и в Дельфах)
- Смешивание дорического и ионического ордеров (Бассы, Афины, Пропилеи Акрополя)
- Курватура - легкое искривление стилобата (сначала Коринф, храм Аполлона, серед. VI в. до н.
а) и антаблемента, легкий наклон колонн и стен целлы внутрь (Афины. Парфенон)
- Взаимосвязь всех размеров (сначала Коринф, храм Аполлона)
- Более изящные дорические колонны
- Возникновение аттической базы для ионического ордера
- Изобретение коринфской капители
- Круглые сооружения (фолос, известен с VIII в. до н. э.)
- Начало строительства арок и сводов из клинчатого камня в раннеэллинистический период (Вергина, т. н. гробница Филиппа II, умер в 336 г. до н. э.)

Культовые места (темены). Священными считаются:
- вершины гор: обычно храмы Зевсу
- мысы: Посейдону, напр. Сунион
- скалисгые возвышения: часто Афине
- источники на плодородных равнинах: Деметре, Другие источники, напр. в Дельфах, Дидимах - пещеры: Зевсу, например на Крите; Паш и нимфам в Аттике
- деревья: в Додоне. около Эрехтейона в Афинах, в Герайоне (= святилище Геры) на о-ве Самос
- микенские руины: Афины, Микены, святилища Геры на Аргосе и Самосе. Термон
- микенские погребения: Олимпия, Немея, Истм
Особое, надрегиональное. значение имеют:
- панэллинистические, всегреческие празднества и состязания в Олимпии, Дельфах, Немее и на Истме
- оракулы: Додона, Дельфы, Олимпия. Дидимы, Кларос, Эфира. Амфиарейон, Трофонион, Птойон, Абаи, Сура. Кумы
- целительные культовые сооружения: Асклепион = святилище бога Акслепия в Эпидавре, на Косе, в Пергаме: Амфиарейон - мистические культы в общественных ландшафтных святынях: Элефсис, Самотраки Темены находились на свободных землях.
Городские святилища чаще всего размещаются на акрополе, холме, возвышающимся над полисом = городом: Афины, Коринф, Линдос. Камейрос Ялисос. Милет. Пергам. Приена. Сира-кузы. Селинунт. Акрагант. или вблизи городов: в Афинах, Тегее, Сардах, Метапонте. Сегесте. Пестуне. Жертвы приносились на алтарях или жертвенниках. Для изображений богов строили храмы (наосы), а дары богам выставлялись на всеобщее обозрение или хранились в сокровищницах (тезаврах). Празднества проходили также в театрах и на стадионах.

2